29 september 2022




Новости Центральной Азии

Иран: Новая железная дорога ускорит доставку грузов из Центральной Азии в иранские порты

19.01.2009 09:57 msk, Фергана.Ру

Центральная азия

В первом полугодии 2009 года должна вступить в эксплуатацию долгожданная новая колея Бам–Захедан–Мирхавех, которая соединит Тегеран и всю иранскую сеть с пакистанской железной дорогой, сообщает Гудок.

Сейчас Иран пытается убедить Пакистан (где колея имеет «индостанский» стандарт 1676 мм) продлить «европейскую» ветку внутрь страны до города Кветта, что будет содействовать притоку перевозок в Европу. Пока от города Задехан через пакистанскую границу действует автономная грузопассажирская «широкоформатная» линия.

В ближайшие месяцы ожидается завершение строительства 190-километровой магистрали от иранского города Кхаф до афганского Герата. Хотя больше половины трассы проходит по территории Афганистана, ее проектировали и строили иранские специалисты, финансирование шло из иранского бюджета. Дорога существенно сократит транзит в иранские порты грузов из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Китая.

Гудок напоминает, что год назад в Ашхабаде было подписано трехстороннее (Иран–Туркменистан–Казахстан) соглашение о строительстве нового трансграничного трека по восточному берегу Каспийского моря из г.Горган (Иран) через Туркменистан до г.Узень (Казахстан). Каждая страна намерена строить свой участок. Грузовой транспортный потенциал линии оценивается в 3–5 миллионов тонн в год, с развитием кооперации может быть увеличен до 12 миллионов тонн. Осенью нынешнего года в ходе интенсивных двусторонних (с Узбекистаном) и многосторонних встреч проработаны маршруты (и тарифы) новых контейнерных поездов Алма-Ата – Ташкент – Стамбул и Ташкент – порт Бендер-Аббас.

По расчетам Ирана, в будущем прибыль от транзита через страну составит $15–20 млрд. ежегодно. Сейчас на долю Иранских железных дорог (IR) приходится лишь четверть международного грузового транзита через страну. Сдерживает старая, одноколейная, неэлектрифицированная инфраструктура: в стране только один двухпутный коридор – от границы с Турцией до Мешхеда рядом с Туркменистаном (участок магистрали ТРАСЕКА). Из семи сухопутных соседей трансграничные рельсовые коридоры имеются с Турцией (грузопассажирский) и Туркменией (грузовой), азербайджанским анклавом Нахичевань и Пакистаном. Однако через два-три года IR планируют иметь трансграничные переходы со всеми соседями.

За последние пятнадцать лет Иран вдвое увеличил свою железнодорожную сеть. Сегодня в стране более 9 тысяч километров стальных магистралей европейского стандарта. К 2020 году протяженность сети IR достигнет 25 тысяч километров. Именно железная дорога станет основой консолидированной (рельсовой, шоссейной и авиационной) национальной транспортной сети Ирана.






РЕКЛАМА