2 may 2024




Новости Центральной Азии

Россия: Первая поликультурная школа Москвы отметила свое двадцатилетие

06.12.2009 21:41 msk, Фергана.Ру

Россия

Двадцатилетие со дня своего основания отметила первая московская поликультурная школа, расположенная в центре российской столицы.

Общеобразовательное учреждение под номером 1650, что на Солянке, называют еще и Школой культуры мира. Она уникальна не только тем, что в ней учатся представители около тридцати национальностей, а в программе обучения есть такие предметы, как «Этнология», «Россиеведение», «Этика и этикет народов мира», но и тем, что дети любой национальности получают здесь возможность изучать язык, литературу, культуру, традиции своего или какого-либо иного – по выбору - этноса.


В школе есть этномузей, где можно узнать о быте и культуре различных народов

Здесь ребята, приехавшие в Москву из-за рубежа и не владеющие русским языком, могут изучать его в рамках программ «Русский как иностранный» или «Русский как неродной».


Десятиклассницы Лилия Шахгильдян и Маргарита Авоян рассказывают об экспозиции, представленной в школьном этномузее

Рождению этой уникальной школы предшествовала трагическая дата – 7 декабря 1988 года. В этот день в Армении произошло сильнейшее землетрясение, в результате которого за полминуты была разрушена почти вся северная часть этой республики: был практически уничтожен город Спитак, большим разрушениям подверглись города Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан (ныне Ванадзор) и Степанаван. Всего от землетрясения пострадал 21 город, а также 350 сел, причем 58 из них были разрушены полностью. По официальным данным, погибли 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, 514 тысяч лишились крова.


В Музее боевой славы шестиклассница Анжелика с жаром рассказывает гостям школы о подвигах пионеров-героев

В Москву в числе пострадавших жителей Армении прибыло немало детей. Справедливо посчитав, что родная речь и атмосфера, приближенная к привычной, помогут ребятам выйти из состояния шока и пробудит желание жить, Офелия Аракелян, на тот момент уже жившая в Москве, обратилась в посольство Армении с предложением открыть для этих детей школу.

Офелия Аракелян
Офелия Аракелян - почетный работник образования Российской Федерации, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, автор книги «Школа культуры мира»
В реабилитационном центре «Ленинские горки» ей выделили один этаж, куда из всех больниц Москвы были перевезены ребята, которых можно было транспортировать. О.Аракелян нашла владеющих армянским языком педагогов, согласившихся преподавать в мини-школе.

Впоследствии Офелии Аракелян удалось добиться отдельного здания для своей школы, которая поначалу была воскресной и работала на общественных началах. Она заложила основу многонациональной поликультурной школы, сотрудники которой разработали программы по национальным предметам и создали систему внеклассной работы, направленную на знакомство с различными этнокультурами.

По словам директора, этнология - это один из основополагающих уроков в школе. После того как на этнологии будет изучена какая-нибудь страна, в актовом зале устраивается театрализованный экзамен: дети выступают в роли жителей этой страны, школьный ансамбль может исполнить соответствующие национальные танцы. Ученики пропускают весь материал через себя, такое не забывается.


Ребята и девчата имеют возможность учиться в школе игре на фортепиано, заниматься изостудии (живопись, керамика), спортивных секциях (восточные единоборства, настольный теннис и других), кружке флористики, хореографических группах (современные танцы, фольклорный ансамбль). Причем занятия проводятся совершенно бесплатно


Ансамбль ложкарей отбивает русскую народную песню «Светит месяц»

Напомним, что в последние годы в Москве появилось немало школ с этнокультурным компонентом, в которых углубленно изучаются язык и культура одного-двух народов – русского, польского, грузинского, литовского, еврейского, татарского, азербайджанского… Постановлением о развитии этнокультурного образования в Москве, вышедшего в 1998 году, предполагались формирование поликультурной образовательной среды и развитие толерантных отношений между представителями различных этносов. Но думается, гораздо более эффективный путь для достижения этих целей создан школой №1650, которая не замыкается в рамках избранного этноса, а старается уделить внимание культурам самых разных народов. И, судя по отзывам, ей это удается.


Так выглядит рекреация этой уютной школы

- Я в сфере образования уже шестьдесят лет, побывал на всевозможных постах, поэтому могу судить о школах, - сказал «Фергане.Ру» президент международного движения «Педагоги за мир и взаимопонимание Михаил Кабанченко. – И сужу я о них, прежде всего, по глазам учеников, в которых читается все, что происходит в этих школах. В глазах ребятишек Школы культуры мира я вижу интерес к каждому человеку, доброе, теплое отношение друг к другу, и я думаю, это самая главная характеристика этой школы. Здесь очень ярко проявляется тот самый интернационализм, - другого слова не придумали, - взаимопонимание, взаимодействие наций и культур. Я очень уважаю Офелию Вазгеновну за сделанное ею. Создать, развить такую структуру, как эта школа, - очень непросто на переломе эпох и социально-экономических систем. Суметь сохранить ее в период жесткого обострения в обществе очень многих противоречий и сложностей, сохранить такой очаг тепла, добра, взаимопонимания, обеспечивая детям качественное образование, - очень непростая задача. Офелия Вазгеновна с ней справилась.

Фото «Фергана.Ру»






РЕКЛАМА