19 april 2024




Новости Центральной Азии

Особое мнение Правозащитного Центра «Граждане против коррупции» о Государственном Совете и изменениях в Конституции Кыргызстана

16.02.2010 12:32 msk, Фергана.Ру

Кыргызстан

В проекте закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики», инициированном Президентом КР и в настоящее время принятом в первом чтении Жогорку Кенешем (парламентом) КР, закладывается прецедент внесения высшим руководством страны и Парламентом КР механизмов политической коррупции для узурпации власти группой лиц в Кыргызстане, поставив под угрозу политические права граждан.

В случае принятия данного законопроекта будет установлен принцип «мягкого нивелирования» конституционного права граждан на «право избирать и быть избранным».

Как мы все знаем, основой данного проекта закона было установление в Конституции КР института Президентского совещания, которое должно было бы определять лицо, исполняющее обязанности Президента при невозможности Президентом исполнять свои обязанности.

В соответствии с процедурой Жогорку Кенеш обратился в Конституционный суд за Заключением на данный проект закона.

21 января 2010 года Конституционный суд КР в своем Заключении по институту Президентского совещания заявил, что данная норма проекта закона требует изменений, так как Президентское совещание по своему статусу является совещательным органом и не может быть органом, который должен определять исполняющего обязанности Президента.

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики с учетом Заключения Конституционного суда внес изменения в проект закона, предложив институт Государственного совета, который созывается только для определения лица, исполняющего обязанности Президента «в течение трех дней в составе Торага (спикера) Жогорку Кенеша, Премьер-министра и членов Президентского совещания», и 6 февраля 2010 года вновь обратился в Конституционный суд.

Как видно, в измененном проекте закона формулировка «Президентское совещание» сохранилась.

В этот же день, 6 февраля 2010 года, судья Конституционного суда своим определением отказал в приеме представления депутатов в конституционное производство, ссылаясь на Заключение Конституционного суда от 21 января 2010 года и возможность рассмотрения проекта закона Парламентом в соответствии с п. 4 статьи 98 Конституции КР: «Жогорку Кенеш с учетом заключения Конституционного суда принимает закон о внесении изменений и дополнений в настоящую Конституцию не позднее 6 месяцев со дня поступления по нему заключения Конституционного суда»).

Правозащитный Центр «Граждане против коррупции» считает, что институт исполняющего обязанности Президента не равнозначен институту главы государства.

Лицо, исполняющее обязанности Президента, не обладает теми полномочиями, которыми обладает Президент страны. Его главное юридическое назначение состоит в том, чтобы достойно и эффективно замещать главу государства, не допустить вакуума безвластия и содействовать законному переходу власти вновь избранному Президенту.

Мировая практика показывает, что лицо, исполняющее обязанности Президента, в обязательном порядке баллотируется на должность главы государства и, учитывая, ментальность граждан транзитной страны, как Кыргызстан, прямую вертикальную зависимость должностных лиц, трайбализм, угодничество, предлагаемый институт, вернее, люди, входящие в Госсовет и Президентское совещание, могут временно приобрести неограниченную власть и содействовать избранию Президентом желаемого им человека, независимо от воли избирателей, используя административные ресурсы, в этом опасность Закона, включающего инструменты политической коррупции.

Таким образом, при соблюдении внешней формы выборности Президента суть данного принципа практически сводится к нулю.

Конечно, можно изменить законы, Конституцию, при этом не нарушая правовые основы, не оставляя правовых оснований для их оспаривания в судах, Конституционном суде. В то же время, мотивы, основания изменений и дополнений, в данном случае в Конституцию, должны быть понятными и обоснованными.

В этом плане доводы представителей ЖК КР, Правительства в Конституционном суде о том, что проект закона подготовлен в рамках начатых реформ в системе государственного управления и в целях исключения дублирующих позиций, оптимизации и более емкого установления норм Конституции КР, направлен на урегулирование полномочий Президента, Жогорку Кенеша, структуры Правительства, не убедительны.

Институт Президентства как главы государства и гаранта Конституции, как высшего должностного лица, избранного народом, давшим ему власть, уполномоченного выступать от имени народа, должен сам определять, кто будет исполнять его обязанности в соответствии с Конституцией КР. Эти лица в Конституции КР определены!

Не имеется оснований в нынешней ситуации в Кыргызстане менять в этой части нормы Конституции и полномочия Президента. Такой подход сам по себе является гарантом стабильности Конституции, конституционного строя и стабильности в обществе.

Сложилась парадоксальная ситуация: гражданам, общественности, гражданскому обществу, юристам, да и чиновникам до сих пор непонятны мотивы инициирования изменений в Конституцию, так как никакой разъяснительной работы не проведено.

Правозащитный Центр «Граждане против коррупции» предлагает депутатам Жогорку Кенеша КР не нарушать Основной Закон КР – Конституцию КР, отказаться от дальнейшего рассмотрения данного законопроекта, исключив политическую коррупцию в Кыргызстане, и не дать возможности для захвата власти группой лиц.

Правозащитный Центр «Граждане против коррупции» и партнерская сеть солидарности «Люди, меняющие мир»






РЕКЛАМА