25 april 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан: За Умидой Ахмедовой установлена слежка (видео)

24.02.2010 10:24 msk, Фергана.Ру

Узбекистан

В преддверии назначенного на 12 марта апелляционного процесса по делу Умиды Ахмедовой узбекские власти в экстренном порядке выискивают «оклеветанных» и «оскорбленных» ее кино и фотоработами, а спецслужбы ведут за ней слежку и видеосъемку всех ее встреч.

По словам Умиды Ахмедовой, несколько дней назад ей позвонила одна из героинь ее документального фильма «Бремя девственности» (та, что читала книгу кандидата наук Уктама Мухаммада Мурода о проверке на девственность при помощи яйца), и предложила Умиде встретиться с ней. Во время встречи она сообщила, что ей позвонили представители то ли следственных органов, то ли спецслужб, и немного попугав, предложили, чтобы она выступила на предстоящем апелляционном процессе в качестве пострадавшей. Она отказалась, но звонки и запугивания продолжились. Ей говорили, что власти серьезно готовятся к апелляционному процессу, и что, если потребуется, в суд будут вызваны участники съемок Умиды в Паркенте, где она преимущественно и снимала свои фотографии и фильмы.

Выйдя после этого разговора на улицу, Умида заметила девушку и парня, которые, особенно не скрываясь, следили за ней. Немного погодя эту же девушку она увидела, когда садилась в машину. По ее словам, все это напоминало сцены из дешевого триллера.

Не успела Умида прийти домой, как к ней позвонил и предложил встретиться известный ташкентский адвокат Рухиддин Камилов, которого ей порекомендовали в самом начале ее дела, но у которого, как выяснилось, за излишнюю активность при защите «религиозников» и правозащитников власти отобрали лицензию.

Умида вместе с Олегом Карповым направились к ближайшему кафе, где была назначена встреча с адвокатом. Возле римско-католического костела неизвестный молодой человек, почти не маскируясь, снимал их на видеокамеру, помещенную в специальный бокс. Через несколько минут этого же молодого человека с его боксом они увидели уже возле кафе. Старательно засняв их, он сел за соседний столик, через пару минут к нему присоединился еще один. С другой стороны подошли еще двое, тоже сели и заказали себе чай. Так они и сидели в пустом кафе, внимательно наблюдая, как проходит встреча Умиды и Олега с адвокатом.

По понятной причине поговорить с адвокатом не удалось. Рухиддин рассказал лишь о том, что за ним самим подобным образом следят аж с 2003 года, к чему он уже давно привык. Он посоветовал Умиде с Олегом не обращать на это особенного внимания.

Минут через десять произошла смена наблюдателей. Одну из сидевших в кафе пар сменила другая, причем в одном из новоприбывших Умида опознала парня, следившего за ней утром.

Рассудив, что раз их снимают, то и они могут поснимать - пригодится для очередной серии «Бремя девственности» или какого-нибудь другого документального фильма - Умида с Олегом незаметно сняли парня с камерой в боксе .

По словам Умиды, когда она сообщила об этом случае своим знакомым, они рассказали, что за день до этого в театре «Ильхом» они тоже обратили внимание на каких-то подозрительных людей, крутившихся вокруг нее.

Отметим, что в Узбекистане широко распространена практика видеосъемки всех тех, кто, по мнению властей, может представлять некую опасность для режима. Снимаются все пикеты или акции протеста, а возле офисов или квартир немногих узбекских правозащитников часто дежурят машины, в которых сидят люди и снимают всех, кто посещает этих правозащитников. Пострадавшим от этих съемок никто пока не признан.






РЕКЛАМА