19 april 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан закрыл границу для таджикистанцев и возобновил блокаду железнодорожных грузов

24.05.2010 14:49 msk, Фергана.Ру

Узбекистан

Узбекистан закрыл границу с Таджикистаном из-за полиомиелита. Об этом сообщил консул узбекского посольства в Душанбе Зафар Рахимджанов.

По его словам, в связи со вспышкой полиомиелита в Таджикистане установлен особый режим для перехода узбекско-таджикской границы. Теперь границы беспрепятственно могут пересекать лишь граждане с дипломатическими паспортами, граждане третьих стран и граждане Узбекистана и Таджикистана, которые по заверенным телеграммам направляются на похороны. Такая мера, по словам Рахимджанова, будет действовать до улучшения ситуации со вспышкой полиомиелита в Таджикистане.

Источник в Государственном Комитете национальной безопасности Таджикистана, на который возложена охрана внешних границ страны, также подтвердил закрытие узбекско-таджикской границы. Источник добавил, что граница закрыта уже более 10 дней. По его словам, узбекская сторона не пропускает на свою территорию даже тех граждан Таджикистана, которые имеют узбекскую визу.

Напомним, что в начале мая главный санитарный врач России Геннадий Онищенко из-за вспышки полиомиелита в Таджикистане ввел запрет на въезд детей из этой страны в возрасте до 6 лет. Также было принято решение эвакуировать российских детей, проживающих в Таджикистане. Наряду с запретом на ввоз сухофруктов из Таджикистана российские власти усилили санитарный контроль в пунктах прибытия таджикских граждан. Казахстан также усилил санитарный контроль на своих границах.

Тем временем, первый заместитель начальника службы перевозок Таджикской железной дороги (ТЖД) Андрей Тропин, сообщил, что фактически с 18 мая узбекская сторона снова приостановила пропуск железнодорожных вагонов в хатлонском направлении Таджикистана. Он рассказал, что 22 мая узбекская сторона передала таджикским железнодорожникам восемь вагонов и более не пропускает грузы даже для пострадавших от стихии районов на юге Таджикистана. По его данным, на 24 мая в Узбекистане скопилось 969 вагонов с ГСМ, продуктами питания и стройматериалами для нужд Хатлонской области. На душанбинском направлении также задержано более 1220 вагонов. В общем, без движения находятся 2189 вагонов с грузами для Таджикистана.

Андрей Тропин добавил, что это только те вагоны, чье движение ТЖД удалось отследить. «Но, по нашим данным, есть еще множество вагонов, движение которых пока нам неизвестно, а узбекские железнодорожники спрятали их в различных тупиках на своей железной дороге», - добавил Тропин.

Он предупредил, что с наступлением жары увеличивается опасность возгорания грузов, особенно ГСМ, а их многомесячная задержка на территории Узбекистана может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Напомним, что в результате селевых потоков 7-8 мая экономике Таджикистана был нанесен ущерб более чем в $600 млн. Узбекистан возобновил транзит грузов в направлении Хатлонской области. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон на заседании правительства страны поблагодарил президента Ислама Каримова «за своевременное устранение препятствий на железной дороге и оказания помощи пострадавшим в Хатлонской области».

На прошлой неделе узбекская сторона отреагировала на высказывание таджикской стороны по поводу задержки вагонов. Информационное агентство Жахон распространило сообщение, в котором говорится, что «в последнее время в ряде СМИ отмечаются спекуляции о якобы осуществляемой Узбекистаном «транспортной блокаде» грузов, предназначенных для Таджикистана». В тексте утверждается, что проблемы с задержкой транзита через территорию Узбекистана железнодорожных составов с грузами для Таджикистана имеют в основном технический, логистический характер и обусловлены многократным увеличением грузопотоков и большой загруженностью железнодорожной инфраструктуры республики, а таджикская сторона обвиняет Узбекистан в нарушении ранее заключенных нормативно-правовых документов в области международного транзита грузов и пытается всячески политизировать данный вопрос и вывести его за рамки двухстороннего формата. «Однако такие заявления таджикской стороны неправомерны и ничем не обоснованы, а попытки официального Душанбе апеллировать к различным международным организациям вызывают глубокое недоумение», - подчеркивают авторы сообщения.

Таджикские железнодорожники, в свою очередь, не согласны с доводами своих узбекских коллег и настаивают на том, что Узбекистан целенаправленно задерживает грузы для Таджикистана.






РЕКЛАМА