3 may 2024




Новости Центральной Азии

Эксперт Аркадий Дубнов : «Вызывает вопросы политическая конъюнктурность, заложенная в отчете ГСНБ Кыргызстана»

24.06.2010 18:36 msk, Фергана.Ру

Кыргызстан

Эксперт по Центральной Азии, международный обозреватель газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов заметил, что отчет ГСНБ «очевидно, был подготовлен и выпущен специально накануне референдума 27 июня, и его целью было показать, что спецслужбы Киргизии проводят активную работу по расследованию произошедших событий и поиску виновных. Я не могу оценивать точность и адекватность результатов оперативной деятельности ГСНБ Киргизии. Более того, я согласен с основным посылом – что начало событий было инициировано и спланировано третьими силами. У меня вызывает вопросы только политическая конъюнктурность, заложенная в этом отчете».

Так, на взгляд А.Дубнова, «несколько преувеличено значение связи организаторов беспорядков с «Талибаном» и «Аль-Каидой», что, видимо, является попыткой увязать события в Киргизии с международной сетью террористического интернационала. Видимо, одна из целей отчета - показать международному сообществу, что причины конфликта – не во внутренней политической ситуации и в очевидном межэтническом противостоянии, а во вмешательстве третьих сил, пришедших из-за рубежа. Это попытка создать базу, которая даст основание для введения вооруженных сил ОДКБ».

«Заключение ГСНБ противоречиво, - продолжает А.Дубнов. - С одной стороны, в тексте говорится о «гражданском противостоянии на межэтнической почве», а с другой, председатель ГСНБ Душебаев во время брифинга в качестве доказательств правильности своей версии ссылается на слова президента Узбекистана Ислама Каримова о том, что события на юге Кыргызстана – это не межэтнический конфликт, а действие третьих сил. И заодно отвешивает комплименты в адрес Службы национальной безопасности Узбекистана, которую называет «одной из самых сильных спецслужб региона и даже мира», что вызывает лишь саркастическую усмешку. Чем заслужила такие комплименты эта спецслужба? Может, тем, что узнавала о происходящем в Киргизии в режиме реального времени? И даже, по утверждению некоторых осведомленных источников, лагеря беженцев в Андижанской области начали готовить чуть раньше, чем пошел сам поток беженцев… Но в любом случае, либо это третьи силы, либо межэтнический конфликт.

Удивление вызывает и то, что говоря о вине третьих сил, в пресс-релизе ГСНБ акцентируется узбекский фактор и говорится о вине узбекских группировок: «Наримановской» и «Базаркоргонской». И это вызывает много вопросов, особенно в связи с последними сообщениями о зачистках, которые проходили именно в этих районах. И дальше указывается, что группировки действовали «в местах компактного проживания узбекской части населения и особенно в вечернее время, под лозунгами «священной войны с неверными». Я не очень понимаю, что такое священная война с неверными на территории, где живут только мусульмане. Там не было ни американцев, ни китайцев, ни русских, ни евреев… Возникает ощущение, что другая структура, может, другой страны, подсунула эти клише, которые сегодня используются киргизскими спецслужбами без особого понимания того, что стоит за этим. Странно, но за все время событий ни очевидцы, ни правозащитники, ни журналисты ни разу не упоминали о лозунгах священной войны с неверными.

Может быть, здесь идет намек на то, что среди исламистских группировок гораздо больше узбеков, чем киргизов. И это действительно так. И отсюда можно вывести еще более прозрачный намек, что вина за развязывание этого конфликта лежит на узбекской части населения. Я не исключаю, что не очень ловкие реверансы Душебаева в сторону Каримова и его спецслужб призваны уравновесить этот антиузбекский оттенок выводов ГСНБ.

Но если узбекский фактор играет такую роль в произошедших событиях, то как могло получиться, что именно этнические узбеки составляют подавляющее большинство среди сотен тысяч беженцев и перемещенных лиц? ГСНБ это никак не объясняет.

Вызывает удивление, что в этом отчете никак не оценивается роль самих киргизских спецслужб и силовых структур в наведении порядка на юге Киргизии. Не упоминаются многочисленные свидетельства о том, что в расправах над мирным населением принимали участие также киргизские военные и сотрудники правоохранительных органов. Если эти свидетельства правдивы – понятно, почему в отчете об этом не сказано. Но если это неправда – почему они не опровергаются?

В релизе есть и другие не очень понятные вещи. Я не понимаю, что значит «погибло 214 человек», а строчкой ниже – «минуя медучреждения, в морги попало 133 трупа». 133 – из числа погибших двухсот четырнадцати? Или нужно складывать эти цифры?

И последнее. У меня вызывает легкую улыбку, может, и неуместную, что построение исламистского государства «Халифат» намечено ИДУшниками на территории Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Казахстана. А где Туркмения? Может, там уже работают законы шариата, и ее исламисты решили оставить в покое? Но это так, тема для размышлений…» - говорит Аркадий Дубнов.






РЕКЛАМА