26 april 2024




Новости Центральной Азии

Украинский Совет по делам беженцев и Amnesty International обеспокоены задержаниями искателей убежища из Узбекистана

08.07.2010 12:13 msk, Фергана.Ру

Узбекистан

Украинский Совет по делам беженцев (УСБ) и международная правозащитная организация Amnesty International выражают глубокую обеспокоенность сообщениями о серии задержаний украинскими правоохранительными органами искателей убежища из Узбекистана. По информации УСБ, причиной задержаний является объявление властями Узбекистана этих людей в розыск, а целью - начало в отношении них процедуры экстрадиции.

Приводим полный текст пресс-релиза УСБ.

«Украинский Совет по делам беженцев подчеркивает, что выдача человека в страну, где ему угрожают пытки и другие формы жесткого, бесчеловечного и унизительного обращения, нарушает его права и обязательства, взятые на себя Украиной, нормы национального законодательства и международного права. Кроме того, мы напоминаем, что на время нахождения в процедуре получения статуса беженца эти люди пользуются защитой от выдачи или выдворения с территории Украины, где они попросили о предоставлении убежища, в страну происхождения.

По сообщениям, полученными Украинским Советом по делам беженцев, 15 июня 2010 года в Киевской области сотрудники правоохранительных органов задержали искателя убежища из Республики Узбекистан Умида Хамроева. Позднее он был заключен на 40 дней из-за того, что г-н Хамроев объявлен в розыск властями Узбекистана.

29 июня в другом населенном пункте Киевской области у себя дома был задержан Косим Дадаханов, также являющийся искателем убежища. Причиной задержания, опять-таки, стало то, что узбекские силовые структуры объявили его в розыск.

1 июля двое людей, представившихся сотрудниками органов внутренних дел, пришли домой к искателю убежища из Узбекистана Алишеру Хидирову. Не найдя его дома, они в грубой форме предупредили семью г-на Хидирова, что все равно установят его местонахождение. 2 июля в г. Киев, в помещении Отдела гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц Киевской области, вследствие розыска властями Узбекистана, был задержан искатель убежища из Узбекистана Шодилбек Соибжонов. Позднее, после вручения повестки для явки в городское Управление внутренних дел, он был освобожден, однако 6 июля г-н Соибжонов был все-таки взят под стражу.

Такое количество задержаний, совершенных в столь короткие сроки в отношении людей, разыскиваемых властями Узбекистана, вызывает опасения, что и другие узбекские искатели убежища находятся в опасности.

Все вышеупомянутые искатели убежища объявлены в розыск Республикой Узбекистан, в частности, по статьям Уголовного Кодекса РУз, которые обычно применяются в отношении основных репрессированных групп в этой стране - политической оппозиции и участников мусульманских общин, не контролируемых государственной властью (среди этих статей - ст. 159 «Посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан», ст. 244-1 «Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и порядку», ст. 244-2 «Создание, руководство, участие в религиозных сепаратистских, фундаменталистских или других запрещенных организациях»). Прибыв в Украину в разное время, упомянутые люди никогда не скрывали фактов преследования их узбекскими властями, и сами из-за этого обратились к Украине с просьбой о предоставлении им статуса беженца. Никто из них не скрывал места своего проживания. Ни один из них не прошел все этапы процедуры получения статуса беженца (вместе с реализацией права на обжалование отказа в предоставлении этого статуса).

Исходя из описанного выше, Украинский Совет по делам беженцев подчеркивает следующее:

* выдача беженцев и искателей убежища в страну происхождения, где им угрожают преследования - refoulement - представляла бы собой вопиющее нарушение норм международного права и обязательств, взятых на себя Украиной, подписавшей и ратифицировавшей, в частности, Конвенцию ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1967 г.;

* искатели убежища, которые обратились к Украине с просьбой о предоставлении статуса беженца, но не прошли полной процедуры получения этого статуса (вместе с реализацией права на обжалование отказа в предоставлении статуса беженца), пользуются защитой от выдачи или выдворения в страну, где существует угроза их жизни или свободе, а их выдача нарушает принцип невыдачи - non-refoulement;

* выдача людей в страну, где существует серьезная угроза применения к ним пыток или других форм бесчеловечного, унизительного или жестокого обращения, противоречит международным обязательствам Украины, принятыми ей, в частности, в соответствии с Конвенцией ООН против пыток (ст. 3) и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 3). Широкомасштабное применение пыток в Узбекистане, особенно - в отношении лиц, обвиняемых в антиправительственной или неразрешенной религиозной деятельности, подтверждено рядом наблюдателей - от Комитета ООН против пыток до международных правозащитных организаций Amnesty International и Human Rights Watch. К такому же выводу пришел Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), решения которого являются источником права для Украины. В частности, в соответствии с решениями ЕСПЧ в делах «Исмоилов и другие против России» (2008 г.), «Муминов против России» (2008 г.), «Гараев против Азербайджана» (2010 г.) суд прямо указал, что вследствие угрозы применения пыток экстрадиция в Узбекистан является нарушением ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Запрет пыток»).

В соответствии с описанным выше, Украинский Совет по делам беженцев подчеркивает недопустимость экстрадиции искателей убежища в Узбекистан, так как она является нарушением правовых норм.

УСБ призывает:

* обеспечить всем искателям убежища доступ к справедливой и прозрачной процедуре рассмотрения их просьб о получении статуса беженца, включая доступ к обжалованию в суде решений субъектов властных полномочий;

* воздерживаться от любых не добровольных передач искателей убежища из Узбекистана в страну их происхождения до момента исчерпания национальных процедур по получению статуса беженца в Украине;

* при принятии решений по экстрадиционным запросам из Республики Узбекистан учитывать сообщения о массовых нарушениях прав человека в этой стране, в том числе и права на свободу от пыток и жестокого обращения».






РЕКЛАМА