16 april 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан возобновил железнодорожную блокаду таджикских грузов

05.08.2010 18:20 msk, Фергана.Ру

Таджикистан

Узбекистан возобновил «экономическую блокаду» Хатлонской области Таджикистана. Как сообщил первый заместитель начальника «Таджикской железной дороги» (ТЖД) Владимир Собкалов, уже пятый день на территорию Хатлонской области не поступают вагоны с грузами по единственной железнодорожной ветке, которая соединяет эту южную область Таджикистана с Сурхандарьинской областью Узбекистана.

«В настоящее время на территории Узбекистана без движения стоят 215 вагонов с грузами для Хатлонской области. Но еще более печально то, что, начиная с 23 марта, мы не можем отправить вагоны с грузами из Хатлонской области в другие страны», - сообщил В.Собкалов.

По его словам, за это время «с большим трудом» удалось отправить два вагона с собранным по линии ВПП ООН гуманитарным грузом для пострадавших в Кыргызстане.

«Скопились десятки тысяч тонн различных грузов, в том числе хлопок-волокно и сельскохозяйственная продукция, которую нужно отправить за рубеж. Но Узбекистан не пропускает вагоны с грузами из Хатлонской области. Весь этот груз приходится на машинах вначале довезти до Душанбе и грузить в вагоны там. Это занимает много времени, мы несем огромные дополнительные расходы. Кроме того, услуги ТЖД теряют свою привлекательность, что наносит ущерб нашей компании», - добавил Собкалов.

Напомним, что в начале июля нынешнего года на встрече президентов Узбекистана и Таджикистана в Ташкенте было достигнуто соглашение о том, что узбекская сторона впредь не будет препятствовать транзиту грузов по своей территории, кроме тех, что предназначены для строительства Рогунской ГЭС.

Но, как отметил В.Собкалов, «хотя на политическом уровне соглашение достигнуто, на местах не торопятся с его выполнением. Мы постоянно обращаемся к своим узбекским коллегам и в ответ слышим только то, что «пока что разрешения на транзит нет». «Это уже настоящая экономическая блокада», - считает Собкалов.

В июне нынешнего года Узбекистан предложил закрыть железнодорожную ветку, которая соединяет Термез с Хатлонской областью Таджикистана. Мотивировалось это решение нерентабельностью данного маршрута. ТЖД предложила своим узбекским коллегам взять на себя содержание этого участка пути, но такое решение было отвергнуто. Позже в «рельсовую войну» двух центральноазиатских стран вмешался Иран, выступив на стороне Таджикистана и пригрозив Узбекистану тем, что в случае продления «блокады» Тегеран создаст аналогичные проблемы на пути транзита узбекских вагонов по своей территории.

Как говорят эксперты, после такого предупреждения ситуация с транзитом таджикских вагонов по территории Узбекистана намного улучшилась. Но теперь становится очевидным, что Ташкент намерен продолжать оказывать давление на руководство Таджикистана.

Основной претензией Ташкента к Душанбе является решение таджикских властей достроить Рогунскую ГЭС. Узбекистан считает, что возведение 335-метровой плотины этой ГЭС негативно скажется на экологической ситуации в регионе. Кроме того, в случае разрушения этой плотины могут пострадать некоторые регионы Узбекистана. Чтобы снять эти опасения, Душанбе подписал с Всемирным Банком соглашение о проведении независимой международной экологической экспертизы и экспертизы ТЭО данного проекта. Но и такой шаг не способствовал разрешению всех противоречий между Таджикистаном и Узбекистаном.






РЕКЛАМА