26 april 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан: Суд признал правозащитника Сурата Икрамова виновным в оскорблении и клевете

29.09.2010 00:09 msk, Фергана.Ру

Узбекистан

28 сентября Учтепинский межрайонный суд по гражданским делам города Ташкента завершил рассмотрение дела по иску против правозащитника Сурата Икрамова и Октябрьхон Юсуповой, поданного бывшей няней детей певицы Дильнуры Кадыржановой, трагически погибшей в 2007 году, Рене Метмурадовой и ее мужем Атаназаром Худойбергеновым. Итогом судебного разбирательства стало то, что судья Бахром Файзиев постановил признать Сурата Икрамова частично виновным, и обязать его опровергнуть опубликованное им в Интернете сообщение, в котором упоминалось имя Рене Метмурадовой, а также выплатить в пользу истцов небольшой штраф.

Напомним, что Р.Метмурадова и ее муж требовали «опровергнуть факты», изложенные в сообщении Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) от 26.02.2008 года «О трагической смерти Заслуженной артистки Узбекистана Дильнуры Кадыржановой», в качестве возмещения морального ущерба взыскать с Сурата Икрамова и Октябрьхон Юсуповой, матери погибшей певицы, 15 миллионов сумов ($ 6.800), и возбудить в их отношении уголовное дело за оскорбление и клевету. В качестве образца «клеветнических измышлений» истцы привели следующую фразу из сообщения ИГНПУ: «Диёру и Шахризоду (дочерей певицы – прим. ред.) передали на воспитание совершенно чужой женщине Рене Метмурадовой. Целью этого действия было намерение скрыть следы преступления и держать под контролем детей, являющихся свидетелями события». (Имеется в виду, что Дильнура Кадыржанова была убита – прим. ред.)

В течение последних двух месяцев состоялось несколько судебных заседаний, которые проходили в отсутствие одного из истцов – Атаназара Худойбергенова. Никаких доказательств вины ответчиков суду предъявлено не было. Последнее судебное заседание проходило так. Суд предоставил стороне истца возможность произнести свое последнее слово перед принятием решения. Рене Метмурадова заявила, что говорить ничего не хочет, и попросила предоставить слово своему доверенному лицу - Константину Степанову. Однако судья Бахром Файзиев возразил, что Степанов является доверенным лицом не ее, а ее мужа Атаназара Худойбергенова, который на судебном процессе не появляется. Тогда Степанов объявил, что зачитает все бумаги, которые он с собой принес. Оказалось, что у него 38 страниц текста. В результате договорились, что он не станет все это зачитывать, а просто передаст судье. Затем судья объявил, что суд удаляется на перерыв, необходимый для принятия решения.

После перерыва он зачитал приговор. В нем говорилось о том, что иск удовлетворяется частично. Сурат Икрамов обязуется дать опровержение на разосланную им по электронной почте статью от 26.02.2008 года «О трагической смерти Заслуженной артистки Узбекистана Дильнуры Кадыржановой» и в качестве морального ущерба выплатить Рене Метмурадовой 100.000 сумов ($45). По поводу второго ответчика, Октябрьхон Юсуповой, матери погибшей певицы, в приговоре не было сказано ни слова.

Никаких обоснований своего решения судья не привел, ограничившись только озвучиванием самого приговора. Он также не сообщил, что именно должен опровергнуть в своем сообщении Сурат Икрамов – какое-то конкретное слово, фразу, предложение или всю статью целиком. Сам текст судебного решения будет выдан правозащитнику на руки только через неделю.

«Это абсурдно и смешно, - говорит Сурат Икрамов. – Три года они молчали, и вдруг подают иск. Им, видите ли, не понравилось, что я назвал ее «чужой женщиной»... Никакого опровержения я давать не собираюсь. Они же мне не доказывают, что я их действительно оскорбил, или где-то неправильно высказываюсь. Меня такое решение суда абсолютно не устраивает. После того как мы получим этот текст, мы изучим его, и будем подавать апелляцию в городской суд по гражданским делам».

Сурат Икрамов считает, что на судью идет сильное давление со стороны стоящего за истцами начальника Яккасарайского РОВД г. Ташкента Джамшида Матлюбова, гражданского мужа Д.Кадыржановой, при поддержке его брата – министра внутренних дел Республики Узбекистан генерала-лейтенанта Баходыра Матлюбова (подробности этого дела здесь).

Отметим, что сам судебный процесс проходил в закрытом порядке, представители общественности на него не допускались (за исключением первого заседания). Судья Файзиев объявил, что процесс будет закрытым, однако, в нарушение УПК РУз, не объяснил причины принятия такого решения. 28 сентября представители посольства США, пришедшие в качестве наблюдателей, не были допущены на суд, на предыдущее заседание не были допущены представители посольства Великобритании.

Соб. инф.






РЕКЛАМА