20 april 2024




Новости Центральной Азии

Европейский суд обязал Россию найти незаконно экстрадированного Рустама Муминова и выплатить ему компенсацию

10.11.2010 10:25 msk, Фергана.Ру

Россия

4 ноября 2010 года было вынесено решение Европейского Суда о присуждении справедливой компенсации Рустаму Муминову, который был незаконно выдан российскими властями в Узбекистан в 2006 году и осужден там на 5.5 лет лишения свободы. Европейский Суд постановил, что власти Российской Федерации должны выплатить заявителю 20 тысяч евро за моральный ущерб.

Кроме того, суд обязал власти России в течение трех месяцев установить контакт Комитета Министров Совета Европы и представителя Р.Муминова с самим Рустамом, который до сих пор находится в одной из узбекских колоний.

Решение, принятое 4 ноября Европейским Судом, является беспрецедентным: Суд крайне редко предъявляет к государству-ответчику требования о совершении каких-либо действий, кроме выплаты денежных компенсаций, а в делах о высылке и выдаче это произошло впервые.

Решение Страсбургского суда было вызвано неприемлемой реакцией российских властей на предыдущее решение суда в деле «Муминов против России». Напомним: 11 декабря 2008 года Суд вынес постановление о нарушении Россией ряда статей Европейской Конвенции в деле Муминова, однако рассмотрение вопроса о компенсации было отложено: контакт с Муминовым установить не удалось, он уже отбывал наказание в Узбекистане, информация о его судьбе отсутствовала. Суд счел, что вопрос компенсации должен быть разрешен позднее – с учетом любых соглашений, которые могут быть достигнуты между Правительством и заявителем, – и установил срок для представления сторонами своих предложений по этому поводу.

После вступления в силу этого решения Страсбурга представитель Муминова – адвокат из Липецка Ирина Бирюкова, – в очередной раз направила обращения в Генеральную прокуратуру РФ и Уполномоченному России при Европейском Суде, в которых спросила, что намерены предпринять власти России для восстановления прав ее подзащитного. Генпрокуратура в ответ заявила, что неукоснительно соблюдает принцип невмешательства во внутренние дела Узбекистана, а Уполномоченный России при Суде г-н Г.Матюшкин сообщил, что, во-первых, власти России не считают, что нарушили права заявителя; если же Суд считает иначе, то самого факта признания Страсбургом нарушения Россией Конвенции должно быть достаточно Муминову для компенсации морального вреда. Если же Суд, все-таки, сочтет выплату денежной компенсации необходимой, то ее размер должен соответствовать практике Суда по аналогичным делам. Г-н Матюшкин подтвердил, что принимать меры по освобождению Муминова и его возвращению в Россию они не будут, поскольку это расценивается как вмешательство во внутренние дела другого государства.

Ответы представителей российской власти совершенно не удовлетворили Страсбургский суд, и он обязал Россию в течение трех месяцев помочь установить контакт Правительства Совета Европы и представителя Р.Муминова с Рустамом.

В релизе, распространенном руководителем программы «Право на убежище» Института прав человека Еленой Рябининой, говорится, что интересы Рустама Муминова в Европейском Суде представляла адвокат Ирина Бирюкова, ей помогал юрист-консультант программы «Мемориал»-EHRAC Кирилл Коротеев. Активное участие в деле Р.Муминова принимал адвокат Владимир Суворов, ныне покойный.

Е.Рябинина напоминает, что через год после незаконной высылки Муминова Россия повторно нарушила запрет Суда на принудительное возвращение заявителя в Узбекистан: в декабре 2007 года из Тюмени был незаконно экстрадирован Абдугани Камалиев. В июне 2010 г. Страсбург установил, что в деле Камалиева власти России нарушили право на обращение с жалобой в Суд, гарантированное статьей 34 Конвенции.

В феврале 2010 года в Ростовской области чудом избежал такого оборота событий Дилшод Курбанов, в июне 2010 года в Рязани была предпринята попытка добиться от Умида Якубова отказа от его жалобы в ЕСПЧ, в сентябре удалось предотвратить похищение и принудительное возвращение на родину Наби Султанова, задержанного в Подмосковье за 1,5 месяца до вынесения Судом решения по его делу - тогда Суд установил, что выдача Султанова в Узбекистан повлечет нарушение статьи 3 (запрет на пытки) Конвенции.

Требование, предъявленное Судом российским властям в деле Муминова, означает реализацию принципа неотвратимости наказания государства-ответчика за нарушение своих международно-правовых обязательств.






РЕКЛАМА