Узбекистан: В Ташкенте представлена «Новая музыка из Центральной Азии»
Театр «Ильхом», Ансамбль Omnibus, при поддержке фонда Prince Claus Fund for Culture and Development 25 мая 2008 года организовали концерт-презентацию «Новая музыка из Центральной Азии». В концерте принимали участие молодые композиторы Узбекистана и Турции.
Что же представляет собой «новая музыка Центральной Азии»? Для ответа на этот вопрос понадобится целое исследование. Коротко же эту музыку можно охарактеризовать как микст (смешение) Востока и Запада - двух культур, обращенных взором друг к другу. Благодаря фестивалю современной музыки «Ильхом-ХХ», который, к сожалению, прекратил свое существование в 2006-ом году при весьма странных обстоятельствах, музыкантам в Узбекистане посчастливилось познакомиться с совершенно иным музыкальным миром - миром музыки авангардистов Штокхаузена, Кейджа и многих других.
Сегодня ташкентской аудитории были представлены композиторы, которые сумели создать некий органичный синтез восточного и западного музыкального мышления.
Эмре Сихан Калели (Турция) и его произведение «Tractatus Theologico-Philosophicus», прозвучавшее на концерте представляет собой пример полистилистики с аллюзиями на музыку Баха. «Марсия» Джахонгира Шукурова - это претворение образа древнего похоронного плача средствами сложного синтеза мелодики плача на основе новой современной гармонии. Фаррух Акрамов представил два сочинения: «Падение» по одноименному стихотворению немецкого поэта Георга Тракля и «Concentration» для камерного оркестра с ударными. В обоих сочинениях автор вводит узбекские народные инструменты – уд, конун, кошнай. Их тембр уже служит национальной краской в музыкальном языке композитора, передающего мысли, чувства современного человека.
Все сочинения прозвучали в исполнении ансамбля Omnibus, художественный руководитель и дирижер которого - Артем Ким. Концерт «Новая музыка из Центральной Азии» стал для коллектива последним в текущем сезоне.
Ансамбль «Омнибус». Фото Эрнеста Куртвелиева
Наталия Хон (Ташкент)