4 may 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан: В Ташкенте обсудили творчество молодых художников

15.06.2008 12:39 msk, Фергана.Ру

Узбекистан

В Центральном выставочном зале Академии Художеств в рамках Республиканской выставки молодых художников состоялось обсуждение работ и вручение дипломов Дирекции Художественных Выставок. Надо отметить масштабность акции: в ней принимают участие свыше ста пятидесяти молодых художников - как дебютантов, так и уже хорошо известных ташкентскому зрителю. Среди них – учащиеся и выпускники подведомственных Академии Художеств лицеев, колледжей и института, студенты отделения дизайна Ташкентского Архитектурно-строительного института.

В экспозиции представлено около 600 работ – живопись, графика, скульптура, батик и гобелен, инсталляции и предметы дизайна.

На выставке в Ташкенте
На выставке в Ташкенте

В обсуждении работ приняли участие академики Академии Художеств – В.Бурмакин, А.Хакимов, известные отечественные художники и искусствоведы, а также сами участники выставки. Вот что сказала в интервью нашему корреспонденту главный учёный секретарь Академии Художеств Узбекистана Камола Акилова:

- Молодёжные выставки у нас стали достаточно традиционными и особенно в этом году, который объявлен Годом молодёжи. У нас запланировано много выставок, как персональных, представляющих новые имена, так и таких масштабных, как данная. Уже сейчас идёт подготовка выставки «Навкирон Узбекистон», она обычно проходит в канун праздника – Дня Независимости, а также фестиваля «Келажак овози», где составной частью войдут выставки изобразительного и прикладного искусства. Что касается конкретно этой выставки, надо сказать, что работы, представленные здесь, оставляют двоякое впечатление. Есть работы интересные, зрелые, например, работы художников, которые обучались в Италии – Рустама Зиядуллаева, Камолджона Бабаева, Дильшода Эшматова. Очень интересный проект «5+1», хотя он тоже получил неоднозначное толкование, неоднозначную оценку во время обсуждения. Есть и слабые работы – например, на «хивинскую тематику». Понимаю, что реализм имеет право на существование, он есть, он живёт. Но если художник выбрал для себя направление реализма, он всё-таки должен шлифовать свои профессиональные навыки, потому что каждый стиль и направление в искусстве имеет свои каноны, свои критерии и требует определённого уровня профессионального исполнения. На выставке представлены работы самого разного уровня. В то же время, я считаю, что молодёжь не надо сильно критиковать. Конечно, критика должна быть, но нормальная здоровая, которая содержит в себе здоровое ядро, в ней должен быть подсказан какой-то ход для молодых: «Вот ты делаешь не так, попробуй - так». Право выбора, я считаю, всё равно должно оставаться за молодыми художниками. Они ведь ещё только формируются, нельзя молодых изничтожать на корню, как у нас иногда это практикуется. Вспомним слова немецкой художницы Кетте Кёльвитц: «Семена, предназначенные для посева, не должны быть перемолоты». Сказать «ты никудышный, и что ты тут делаешь» всегда можно, но мы не должны забывать о том, что мы это говорим молодому художнику, который и так раним и уязвим, находится только в начале своего пути. Конечно, им предстоит решать самые разные вопросы самообразования, проблемы, связанные с языками - чтобы освоить тот богатейший пласт, который существует в современном искусстве. Одновременно возникает вопрос доступа к информации. Раньше мы ездили на практику в Москву, Ленинград, это нам очень многое давало, мы практиковались в музеях, видели выставки - был огромный стимул для молодых художников и искусствоведов. Сейчас в силу разных причин – объективных, субъективных – таких возможностей нет. Это всё отражается на мировоззрении, характере поисков. Но я считаю, что молодым – по мере возможностей – нужно помогать. Например, курс западноевропейского искусства в Институте художеств и дизайна практически не охватывает ХХ век, он доходит в лучшем случае – до 20-х-30-х годов, а ведь ХХ век уже завершился! И после 20-х-30-х годов в нём, конечно, было очень много художественных явлений. Необходимо проводить какие-то дополнительные семинары, тренинги, лекции, встречи с зарубежными специалистами, помогать принимать участие в биеннале – вот таким путём необходимо подталкивать молодых к поиску. Эта выставка идёт в целой череде выставок, она не ставит точки над «i», здесь будут отобраны лучшие работы на фестиваль «Навкирон Узбекистон».

На выставке в Ташкенте
На выставке в Ташкенте

Среди дипломантов выставки – молодые художники, сотрудники Галереи изобразительного искусства НБУ Д.Разыков, С.Джаббаров, Н.Шарафходжаева, Ш.Ражамов, Н.Расулов, кафедра дизайна архитектурной среды ТАСИ (руководитель – известный ташкентский скульптор Марина Бородина) и другие.

Молодежная выставка, по мнению её куратора, искусствоведа Л.Кодзаевой, дает прекрасную возможность заглянуть в завтрашний день и увидеть каким будет уровень искусства Узбекистана нового века.

Заметим также, что и в Ташкентском Доме Фотографии проходит выставка, посвящённая Году Молодежи. Это итоговая выставка «NEXT поколение», представляющая работы выпускников школы-студии фотоискусства ТДФ.

Люция Расмус






РЕКЛАМА