Узбекистан: В Ташкенте прошел девятый Фестиваль видео-арта
15 июня в Ташкенте под лозунгом «В ожидании когнитивного диссонанса» состоялся девятый Фестиваль видео-арта. Само понятие «когнитивный диссонанс» впервые было введено американским психологом Леоном Фестингером в 1956 году для объяснения изменений мнений и убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций.
|
В ролике Сида Янышева прозвучала некоторая ироническая пародия на православное христианство: по просьбе невежественных и суеверных людей священник святой водой окропляет крутые иномарки. Дмитрий Донской задел актуальные темы в обоих фильмах – человеческие слабости (или пороки) и тему голода. «Очень трудно жить на свете, если ты с утра не пьян, и вокруг макаки эти на планете обезьян», - раздаются слова песни с первого ролика. Тема голода, актуальная во все времена, наталкивает на мысль о том, что вообще вся история человечества, в принципе, это и есть история Голода во многих его проявлениях. Иван Маслов добрался теперь до Сталина, называя его великим Богом Молохом (пожиратель детей). В прошлых фильмах на прошедших фестивалях он обожествлял Гитлера, теперь вот Сталин, с добрыми глазами, с тиранической душой и концлагерями. Бог, спустившийся на землю. Люди ждали Сына Плотника, а появились Гитлер и Сталин.
О деградации человеческого общества высказался в своем ролике Аркадий Кабулов. По теории когнитивного диссонанса, автор сгладил ситуацию, оставив надежду и веру в любовь, как единственно светлое проявление человека, однако в его уже искаженном виде. Очень хороший и добрый фильм сделал Андрей Кудряшов. Железная дорога имеет свою историю, а железная дорога в Узбекистане – истории с национальным колоритом. Электропоезд Ташкент-Хаваст – в нем и слепой музыкант, и мулла, читающий и собирающий пожертвования перед пятницей, и судьбы людей, и красота природы.
Документальное видео Олега Карпова и Умиды Ахмедовой «Вечности заложники 2» на 24 минуты, практически в одном ракурсе, показалось бесконечным. Истории людей занимающихся одним и тем же изо дня в день, уборщиков, работников органов правопорядка на дорогах, которые абсолютно спокойны в своей деятельности, показались и бессмысленными, и наполненными смыслами.
Стоит несколько слов сказать о дебютных номерах. Сергей Климель, сделавший анимацию на тему «сталкера» (по чернобыльским событиям) привлек в видео-арт игровую компьютерную графику. Второй дебютант Сухроб Назимов показал очень хорошее кино «Удар солнца». Это своеобразная вариация на кино Ким Ки Дука «Весна, Лето, Осень, Зима, и снова Весна» в сжатом виде, где история любовного треугольника происходит в одну неделю. Интересен подбор музыки. Здесь и Сергей Прокофьев, понятно почему, и Tom Waits, и Miles Davis, и группа «Ноль». Немаловажная деталь: в фильме использовалась японская письменность, которая внесла в кино эстетическую линию.
Качество фильмов Ташкентского Фестиваля видео-арта шаг за шагом растет. Еще недавно часто случались работы, в которых не хватало ни ремесла, ни идеи, ни умения высказываться. На этом фестивале был только один такой ролик - «Нога судьбы» Аскара Урманова, который добавил ложку когнитивного диссонанса в общую картину фестиваля.