1 may 2024




Новости Центральной Азии

Россия: На московском кинофестивале показан немецко-азербайджанский фильм «Абсурдистан»

22.06.2008 16:49 msk, Фергана.Ру

Россия

Мы уже сообщали о том, что в программе XXX Московского Международного кинофестиваля не представлено ни одной картины из пяти бывших среднеазиатских республик СССР и Казахстана. Однако 21 июня в рамках конкурсной программы на МКФ состоялись показы картины «Абсурдистан», заявленной как копродукция Германии и Азербайджана. О своих впечатлениях от увиденной ленты рассказывает пресс-секретарь Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии Дарья Борисова.

Кадр из фильма АБСУРДИСТАН
Кадр из фильма «Абсурдистан»

- Так и осталось невыясненным, знаком ли лично постановщик «Абсурдистана» немец Файт Хелмер с «таджикским Кустурицей» Бахтиером Худойназаровым. Последний уже много лет живет и работает в Германии, отлучаясь надолго лишь в Россию, но никак не в родной Душанбе. Последнее, что было снято им в Таджикистане – знаменитый «Лунный папа», да и тот был уже заметно «онемечен»: делался на немецкие (и не только) деньги, в одной из основных ролей выступал Мориц Бляйбтрой, постпродакшн фильма протекал, опять же, в Германии. Безумная история о беременной неизвестно от кого девице Мамлакат (Чулпан Хаматова) была намеренно лишена привязок к конкретной стране и даже эпохе, но, тем не менее, в ней узнавалась Средняя Азия. Пусть условная – то ли Узбекистан, то ли Таджикистан, а, может, и Туркмения, но не дальше. В красочной, барочной киносказке Худойназарова проступали менталитет и реалии его родины и ее самых ближайших окрестностей. Потому органика и эклектика загадочно уживались в фильме.

Почти уверена, «Абсурдистан» снят под большим влиянием «Лунного папы». Вы найдете в нем ту же структуру: городок-паноптикум, проживают в котором сплошь «типажи», чудики, а в центре сюжета – юные создания, которые призваны идти наперекор привычно текущей вокруг жизни. Такие же щедрые краски, пестрота и как бы дикость природы и нравов. Как бы. Взявшись снимать «про Восток», Файт Хелмер проиграл заранее. За его картонным, адаптированным Востоком нет ничего – ни вкуса жизни, ни особого воздуха, ни – главное – понимания основ жизни на этом самом Востоке. Сама фабула его картины противоречит вековому распределению гендерных ролей в мусульманском мире. Деревенские женщины взбунтовались против мужей – решили отказать им в близости до тех пор, пока те не починят водопровод. Свой протест жены выражают в столь агрессивной, грубой форме, что позавидовали бы самые воинственные феминистки.

Все бы ничего, если бы Хелмер не привлекал внимания к географической конкретике. Но он везде (и в пресс-релизе, и на пресс-конференции) повторяет, что нашел сюжет для фильма в заметке-анекдоте в турецкой газете, а снимал именно в отдаленных горных местностях Азербайджана – деревне Лахыдж и райцентре Шеки. Более того, в начале июля – практически сразу после премьеры картины в рамках ММКФ – он отправится в премьерный тур по Азербайджану – тем самым он подтверждает то, что родиной своего произведения считает именно эту страну. Баку – Лахыдж – Шеки – Мингечевир – Гянджа – Ленкорань – таков маршрут. Какова будет реакция на его фильм зрителей (в особенности – провинциальных) этой консервативной страны, страны мусульманской культуры?.. В начале картины есть запредельный по уровню «клюквы» эпизод: разомлевшая от ночной духоты девушка выбирается на крышу своего дома, раздевается донага и шепотом призывает суженого… Происходит это на фоне деревенских крыш, увенчанных башенками в духе эпохи Али-бабы и, естественно, луны – первой пособницы всех восточных влюбленных.

На осторожные замечания журналистов о том, что в фильме о восточной жизни чересчур сильны мотивы сексуальности, Хелмер ответил: «Секс – это универсальное оружие. Оно работает везде одинаково». Думаю, разговор можно будет продолжить после возвращения Файта Хелмера из Азербайджана после тамошней премьеры фильма «Абсурдистан».

Дарья Борисова






РЕКЛАМА