26 april 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан: Ташкентский Дом Фотографии представит работы фотографов 60-70 годов ХХ века

26.06.2008 11:22 msk, Фергана.Ру

Узбекистан

27 июня в Ташкентском Доме Фотографии (ТДФ) откроется выставка работ фотохудожников Узбекистана 60-70-х годов ХХ века. Новая экспозиция «Граница снов и реальности» предоставляет зрителю уникальную возможность увидеть творческие поиски поколения фотографов, благодаря которым искусство фотографии обрело новые силы и качества.

Подробнее о самой выставке и истории её создания в интервью нашему корреспонденту рассказала Директор Ташкентского Дома Фотографии Шахноза Каримбабаева:

Фото Григория Бойко, Фергана, 1967 г.
Фото Григория Бойко, Фергана, 1967 г.

- Некоторое время назад у нас в гостях были специалисты из разных стран и тогда, в процессе разговора возник вопрос - что такое художественная фотография в целом и художественная фотография Советского Союза, в частности. В те времена существовала единая идеологическая платформа, которая не учитывала особенности национальных традиций, менталитета. Какую роль играла фотография в тот период? Понятно, что это было мощное средство идеологической пропаганды. Существовал вполне конкретный социальный заказ, и, если фотограф снимал то, что считалось «отклонением» от общей идеологической направленности, всё это убиралось в стол. В 60-ые годы, когда «железный занавес» немного приоткрылся, появились специализированные журналы, такие как, например, «Фотография» (его было принято называть «Чешское фото»). Этим журналом зачитывались все профессиональные фотографы страны. И тогда они стали задумываться о том, как перевести искусство фотографии в новое качество. То есть, первоначальную задачу - отразить реальность, сменила другая – создать сюжет, не просто отразить событие, а создать многоплановый сюжет из жизни общества. Так был сделан шаг в направлении концептуализма. Замечу, что до сих пор многие местные специалисты – фотографы и искусствоведы – не могут чётко дифференцировать современную и концептуальную фотографию, художественную и документальную. Недавно у нас прошла выставка Баухауса. Что мы увидели? Европейский стиль, художественные и концептуальные фотографии 20-30 годов. В Узбекистане художественная фотография начала активно развиваться в 60-70-е годы. Именно художественная, потому что концептуальных фотографий я так и не нашла. Имею в виду то концептуальное направление, которое получило развитие в Европе. Такого у нас не было. Может быть, сейчас есть попытки некоторых молодых фотохудожников – они пытаются концептуализировать фотографию. Но в 60-70-е концепции, как таковой, еще не было. Были попытки перейти за рамки объективного отражения действительности, попытки создания воображаемого, часто сконструированного мира.

Фото с выставки в Ташкенте
Фото с выставки в Ташкенте. А.Усманов, 1971 г.

- Как создавалась экспозиция выставки?

- Мне в руки попал каталог Республиканской выставки художественной и документальной фотографии Творческой фотостудии Союза журналистов Узбекистана, изданный в 1970 году. Должна сказать, что долгое время у нас существовало деление фотографов на художников и репортёров. Как, почему – непонятно. Когда я листала этот каталог – мне на глаза не попалось ни одной в чистом виде документальной фотографии. Всё это было высокохудожественное фото. Кто авторы? Так называемые «репортёры», фотографы ТАСС, журналов и газет. О них благополучно забыли. И эта забывчивость дала повод некоторым специалистам утверждать, что в Узбекистане в течение какого-то периода художественная фотография, как таковая, не существовала, она исчезла, потому что не проводились выставки. Да, возможно, в 80-е годы был момент тишины, но фотографы, тем не менее, работали, экспериментировали. Так же, как и в 90-е годы. Нельзя сказать, что в истории узбекской фотографии был провал, как это пытаются представить…

Фотография всё время развивалась. Но как она развивалась – вот в чём вопрос! Появились какие-то новые направления? Нет. Изменилась плёнка – с черно-белой фотографы перешли на цветную.

Фото с выставки в Ташкенте
Фото с выставки в Ташкенте. А.Горокрик, 1965 г.

- Т.е. менялись только технические возможности?

- Да, именно. Затем перешли на цифру. Главная задача нашей новой выставки – показать то время, когда появилась собственно художественная фотография…

- В Узбекистане…

- Да, и кто эти авторы. К сожалению, поколение тех фотографов практически уже ушло. В прошлом году не стало одного из последних представителей – Анатолия Ванштейна. Здесь его никто не воспринимал, как создателя художественной фотографии, считали «репортёром». Мы хотели бы стереть эту границу, но определиться с точными понятиями – что есть художественное фото и документальное. Все фотографы работали и в том, и в другом направлениях, они мыслили, создавали нечто новое, экспериментировали. И эти первые эксперименты, как, например, работы А.Губенко, мы и хотим представить ташкентскому зрителю.

- Кто из этих авторов наиболее близок Вам – по «фотографическому духу»?

- Когда я отбирала работы, машинально отложила десять фотографий одного автора, но потом обнаружила, что они были созданы ещё в 30-ые годы. Работы настолько интересные, что у нас появилась идея сделать отдельно выставку этого фотографа. Имени его мы не знаем, на сегодня известна только его фамилия – Фёдоров, какие-то разрозненные материалы есть в Чирчикском музее, но ни биографии, ни других данных этого фотомастера нам обнаружить не удалось. Его фотографии вошли в нашу книгу «125 лет узбекской фотографии». Он работал в одно время с М.Пенсоном, но в другом жанре, ближе к конструктивизму, и практически подошёл к созданию нового направления. Его поиски очень близки мне по духу. Среди шестидесятников я не могу выделить кого-то одного. Они все активно работали и были профессионалами - и в художественной фотографии и в документальной.

Люция Расмус






РЕКЛАМА