Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кадамжайский сурьмяной комбинат в Киргизии будет продан российским инвесторам

15.09.2004 16:57 msk, По сообщениям СМИ

Ферганская долина

Российский бизнес проявляет всё большую активность в среднеазиатских республиках бывшего Союза. Это понятно и вполне логично: деловые связи, контакты, межреспубликанская интеграция - всё это было в одночасье разорвано в начале 90-х, и теперь приходится восстанавливать прежние взаимоотношения, а вместе с ними и экономику теперь уже независимых государств.

25-26 июля прошлого года в Бишкеке прошёл форум "Кыргызстан - Россия", для участия в котором были привлечены серьезные российские бизнес-структуры, проявляющие заинтересованность к такими "тяжеловесами" киргизской промышленности, как Бишкекский машиностроительный завод, АО "Дастан", ГАО "Кристалл", "Текстильщик", завод "Ореми", Кадамджайский сурьмяный комбинат, АО "КТРК" - всего 11 предприятий, переговоры о судьбе которых ведутся между Россией и Киргизией вот уже восемь лет.

И вот, как недавно стало известно из сообщения агентства Рейтер, три российские компании подали заявку на покупку остающихся в госсобственности 70,04% акций крупнейшего в СНГ "Кадамджайского сурьмяного комбината" (КСК). Об этом агентству Рейтер сообщил член коллегии Государственного комитета Кыргызской Республики по управлению государственным имуществом и привлечению прямых инвестиций Суеркул Бакиров.

В ближайшие дни будут оглашены финансовые предложения компаний "Лакрент", "Акрилан" и "Оборонспецресурс" из Сергиева Посада Московской области, участвовавших в инвестиционном тендере.

"Вскрытие заявок было вчера. Это все компании, которые в прошлом году изучали КСК, некоторые занимались поставками сырья на комбинат", - сказал С. Бакиров в среду 15 сентября 2004 года.

АО "Кадамджайский сурьмяной комбинат" являлся одним из крупнейших производителей металлической сурьмы в бывшем СССР. Стратегическое предприятие, один из градообразующих заводов на густозаселенном сельскохозяйственном юге горной Киргизии, обременено долгами и испытывает недостаток оборотных средств и сырья. В настоящее время выпуск металла на КСК остановлен из-за сложностей в поставках сырья из Таджикистана и Казахстана, долгов за электроэнергию и газ.

Из-за недостатка сырья в 2003 году КСК снизил выпуск сурьмы до 1.309 тонн против 1.505 в 2002 году, в 2004 году планировалось увеличить производство металла до 3,6 тыс. тонн.

Продукция, произведённая на комбинате, поставляется в основном в Россию для нужд военной промышленности, автомобилестроения, производства огнеупорных материалов, батарей, красителей. Построенный в 1936 году, комбинат получал сурьмяный концентрат из Якутии и Таджикистана. В последние годы поставки шли с перебоями - таджикская сторона приняла решение поставлять сурьмяное сырьё в Китай по более высоким ценам. В то же время, местные руды остаются убыточными, из-за чего комбинат намерен осваивать новые сурьмяно-металлические месторождения "Ничке-су", "Савоярды", "Ак-таш" с общими запасами руды свыше 200 тыс. тонн, в которой содержатся сопутствующие металлы: золото, серебро, свинец, мышьяк, ртуть, вольфрам, висмут. Основным покупателем киргизской сурьмы является Россия, часть металла вывозится в Европу.

По словам главы Госкомимущества Киргизии Равшана Джеенбекова, стоимость КСК оценивается всего в $2 млн., и комитет даже готов отдать предприятие даром инвестору, который сможет возродить комбинат. "Я предлагаю все заводы, что простаивают, бесплатно передать (инвестору), пусть включают и работают", - сказал Джеенбеков.

По мнению руководства КСК, к острому кризису комбинат привело сотрудничество с американской фирмой "Барекс Уорлд Трейд Корпорейшн".

Партнерство КСК с "Барексом" началось в ноябре 1995 года. Тогда президент Госконцерна "Кыргызалтын" Дастан Сарыгулов подписал с шефом американской фирмы Стэнли Розенстоком соглашение о представительстве. По этому соглашению "Барексу" предоставлялось эксклюзивное право продажи металлической сурьмы и её оксидов на мировом рынке. По сути, заморского партнера кадамджайцам навязали административным путем, т.к. до этого практически никто из представителей комбината не располагал никакой информацией о "Барексе".

К началу 1999 года комбинат отгрузил "Барексу" только сурьмы на астрономическую для киргизских предприятий сумму - более 20 миллионов долларов, и это без учета золотосодержащих сплавов. Товары с маркой КСК всегда котировались на Лондонской бирже металлов.

Бухгалтеры комбината пытались разобраться в финансовой деятельности "Барекса". Но до конца этого сделать так и не удалось. Большую часть документов кадамджайцам попросту не дали.

Партнеры КСК неоднократно продавали сурьму без согласования с комбинатом. Зафиксированы даже случаи исчезновения больших партий сырья во время транспортировки.

Анализ сотрудничества с "Барексом" привел руководство комбината к неутешительному выводу: за три года делового партнёрства комбината с американской компанией кадамджайцы потерпели убытков на 3 миллиона долларов. В своей, более чем 60-летней истории, КСК впервые столкнулся с таким партнером, как "Барекс".

Трех российских претендентов глава Госкомимущества Киргизии Равшан Джеенбеков считает "серьезными", а будущую сделку с ними - "стопроцентно выигрышным вариантом", поскольку сырье для КСК завозится в основном из России и туда же возвращается готовая продукция.

По условиям тендера, будущий инвестор должен погасить долги предприятия, оздоровить финансы комбината, инвестировать определенную сумму в производство и развивать сырьевую базу. Проектная мощность комбината, который во времена Советского Союза был крупнейшим мировым производителем металлической сурьмы, составляет 20 тыс. тонн металла в год.

В подготовке статьи использовались материалы газеты «Вечерний Бишкек» № 74 (7230) от 19 апреля 1999 года (http://www.vb.kg/1999/04/19/01.htm)