Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Врачи без границ»: Насилие на юге Кыргызстана не прекращается

27.07.2010 15:55 msk, Мария Яновская

Кыргызстан Ферганская долина
«Врачи без границ»: Насилие на юге Кыргызстана не прекращается

Фото © Александра Гляделова с сайта MSF

Международная медицинская гуманитарная организация «Врачи без границ» / Médecins Sans Frontières (MSF) заявляет, что ежедневно сталкивается со случаями насилия на юге Кыргызстана. «Врачи без границ» сняли фильм о своей работе в Кыргызстане и распространили сообщение на английском и французском языках, в котором говорится о непрекращающемся насилии, о пропасти, разделившей сегодня узбекскую и киргизскую общины, о страхе и недоверии, которые не дают возможности наладить нормальную жизнь – и о том, что этнические узбеки в Ошской и Джалал-Абадской областях лишены возможности получать полноценную медицинскую помощь.

Фильм, снятый «Врачами без границ» о работе на юге Кыргызстана.

Хотя после трагических событий на юге страны прошло уже больше месяца, возможность получить медицинскую помощь по-прежнему зависит от того, узбек пациент или киргиз. «В наших мобильных клиниках и медицинских учреждениях, с которыми мы сотрудничаем, команды медиков каждый день оказывают помощь людям, недавно пострадавшим от тяжелых побоев или даже имеющим следы пыток. Многие люди, особенно из узбекской общины города Ош, говорят нам, что они не обращаются в государственные медицинские учреждения из-за страха быть арестованными», - говорит Андрей Славуцкий, координатор программы «Врачей без границ» в Кыргызстане.

«Врачи без границ» пришли на юг Кыргызстана 15 июня 2010 года. С тех пор оказано более 1400 консультаций. Сегодня на юге страны работают 45 сотрудников MSF, среди них 19 иностранцев и 26 граждан Кыргызстана. Одна бригада MSF (врач, медсестра, психолог) работает в Джалал-Абадской области и Базар-Коргоне. Три бригады работают в Оше и оказывают помощь в районах Кызыл-Кишлак, Фуркат, Онадир, Шейит-Добо, Черемушки и других. Команды MSF помогли оборудованием и лекарствами 25 медицинским учреждениям. В общей сложности, MSF оказала помощь 20 тысячам переселенцев и пострадавшим. В 30 процентах случаев заболевания вызваны постоянным воздействием страха и стресса, около 20 процентов обращений к врачам MSF происходит по поводу обострения хронических болезней: гипертонии, диабета, легочных и сердечнососудистых заболеваний.
По утверждению MSF, в некоторых медучреждениях продолжают находиться вооруженные люди, и это отпугивает пациентов – они не хотят обращаться за медицинской помощью, в которой остро нуждаются. Киргизы и узбеки по-прежнему боятся и не доверяют друг другу. «Врачи без границ» формулируют аккуратно: «Боязнь не получить адекватную и беспристрастную медицинскую помощь не дает людям обратиться в медицинские учреждения», но речь идет о том, что узбеки не верят в возможность получить нормальную медицинскую помощь у врача-киргиза, и потому боятся идти в больницы.

MSF требуют, чтобы власти немедленно обеспечили доступ к медицинскому обслуживанию всем гражданам, независимо от их национальной принадлежности. «В условиях постоянного напряжения медицинские учреждения должны соблюдать нейтралитет», - настаивают «Врачи без границ» и в который раз просят увести вооруженных людей из больниц, госпиталей и поликлиник.

66-летняя узбечка, избитая в центре Оша, после консультации в поликлинике Онадира ждет направления в Ошскую городскую больницу (фрагмент из фильма): После того, как меня избили, я пришла сюда на прием к врачу. Сегодня днем мне нужно идти делать рентген, но я уже была в городе, я не могу туда идти одна. Нужно посмотреть рентгеновские снимки, чтобы выяснить, какие у меня внутренние повреждения. Если я найду кого-нибудь, кто меня туда отведет, то пойду. А если нет… Дайте мне успокоительное… Если кто-нибудь меня проводит, я пойду. Одна я туда не могу идти».

В первые дни событий, 11-16 июня, медицинские учреждения были переполнены ранеными, и медики оказывали помощь и узбекам, и киргизам. Но потом раненые узбеки перестали обращаться в медучреждения, которые охранялись вооруженными милиционерами, предпочитая получать медицинскую помощь у себя в махаллях, или вообще не обращались ко врачам и отлеживались дома. Но и сейчас, когда прошло время, доступ к медицинской помощи «по-прежнему труден, если не невозможен, для многих узбеков», отмечают «Врачи без границ». Узбеки боятся идти в больницы, потому что там присутствуют вооруженные люди, и, боясь внезапного ареста или насилия, предпочитают обращаться в импровизированные медпункты, организованные узбеками-врачами у себя на дому.

Хотя узбеки и киргизы сегодня работают вместе в некоторых медучреждениях, многие пациенты по-прежнему боятся ехать в больницы. И хотя в сопровождении врачей MSF уже 25 пациентов были привезены в больницы, трое от страха сбежали.

«Этот 5-летний мальчик упал со второго этажа своего дома, получил серьезную травму головы. Его нужно было везти в больницу. Мы посадили его вместе с мамой в нашу машину, но как только подъехали к больнице, мать увидела вооруженных людей перед воротами. Она очень испугалась и наотрез отказалась идти в больницу. Нам пришлось вернуться и выхаживать мальчика самим. Очень многие сегодня страдают от обострения хронических заболеваний, а у нас нет возможности оказать помощь всем. При этом ехать в больницы они отказываются». (Медсестра MSF)

Как минимум, дважды в день бригады MSF оказывают помощь избитым людям – и таких случаев становится все больше – только за последние четыре недели врачи MSF помогли 51 жестоко избитому пациенту. По меньшей мере пятеро из них заявили, что их пытали.

«Я не знаю, как они пришли в мой дом, мы спали. Я даже не уверен, была ли это милиция… Они приволокли меня и моего братишку в милицию и закричали: «Давайте поиграем узбеком в футбол!» Они кинули меня в подвал, брата – в другую камеру. Я слышал, как он кричал. Они били меня минут двадцать и потом стали допрашивать. Они хотели знать, имел ли мой братишка отношение к убийству двух милиционеров. После 20 минут избиений я сказал: «Да». Хотя – как он мог сделать это? Он лидер местной общины, правоверный мусульманин. Они сказали, что я могу идти, но мой братишка до сих пор у них. Они не дают ему еду, не пускают к нему адвоката. Помогите, пожалуйста!» (38-летний мужчина, Ош)

Вспышки насилия постоянно возникают в Оше. Так, 10 июля женщина узбекской национальности была избита женщинами-киргизками непосредственно перед зданием милиции. Из-за таких постоянно возникающих всплесков агрессии многие узбеки не осмеливаются выходить из дома и продолжают отсиживаться в махаллях.

«Мы видели дом, где лежал раненый. Ему необходимо было менять повязки, но он отказывался выходить из дома, поскольку у него было пулевое ранение. Он всего боялся и был уверен, что в нем увидят участника перестрелки и арестуют. Он вздрагивал от любого шума на улице» (Медсестра MSF)

По данным ООН, во время июньских событий на юге Кыргызстана повреждено или уничтожено 2277 домов (в Ошской области 1805 разрушено, 72 дома повреждено; в Джалал-Абадской области 400 разрушенных домов). 375 тысяч человек бежали, спасаясь от насилия; 75 тысяч нашли убежище в Узбекистане (правда, к референдуму беженцев вернули на родину). В приграничных районах в течение двух недель жили десятки тысяч человек. Вернувшись, люди обнаруживали свои дома сожженными и разграбленными. В настоящее время, как отмечают MSF, люди вынуждены жить под временными крышами на щебне или земле или в палатках.
«Врачи без границ» подтверждают, что в узбекских махаллях часто проходят милицейские рейды, людей задерживают на улицах или ночью в домах – и после этого люди исчезают. От этого в узбекских районах города царит страх, и психологические травмы, полученные людьми в июне, только усиливаются.

Киргизская и узбекская общины в городе по-прежнему не контактируют друг с другом. Узбеки не доверяют местным властям и не верят, что правительство может сделать что-то, что улучшит их положение.

«Мы боимся за наших мальчиков. Они вынуждены скрываться, не спят по ночам. Пять дней назад милиция пришла к дому соседа и хотела забрать ребят, но их мать жестко отказалась отдавать сыновей. Милиция ушла, но ночью они вернулись и все равно забрали ребят». (50-летняя женщина, Ош)

«Три дня назад несколько человек с ножами пришли, чтобы посмотреть на тех, кто живет в палатках. Они угрожали убийством, но потом ушли. Мы пожаловались властям, но те никак не отреагировали». (Лидер узбекской общины)

Житель Оша (фрагмент из фильма, отснятого «Врачами без границ»): «Это мой дом. Они сожгли все, ничего не осталось. Ночью они обстреливали нас с горы. Погибло много людей. Мне удалось спасти детей и вывезти их в Суратош. И так повторялось два раза. Это мой дом, его сожгли. Сожгли все мои документы, удостоверение личности, свидетельство о собственности на дом, паспорта и свидетельство о собственности на земельный участок. У меня сейчас нет никаких документов, все сгорело. Это комната моих дочерей. Тут у стены стоял посудный шкаф, вся посуда разбита, все сгорело. А там стояла кровать, и она тоже сгорела. Не знаю, как другие, но лично я больше не могу уснуть ни на минуту. Я пытаюсь заснуть, но меня мучают тревога и страх. Больше нет того спокойствия, как раньше. Нет во мне покоя, теперь все по-другому, мне все время тревожно. Теперь все не так, как раньше, люди не ходят на работу, не ходят на рынок. Они остаются в махаллях, в своих сгоревших домах».
По мнению MSF, люди больше всего нуждаются в психологической поддержке. В настоящее время в Джалал-Абаде и Оше работают четыре психолога MSF. Они проводят групповые и индивидуальные консультации. Люди на юге Кыргызстана, прежде всего, нуждаются в психологической помощи: у большинства проблемы со сном, навязчивые идеи, ночные кошмары, депрессия, тахикардия, головная боль, стресс, страх перед людьми, гипертония, отсутствие аппетита. Люди боятся оставаться с собственных домах и боятся включать свет.

На прошлой неделе психологи MSF психологи выявили более 180 пациентов с психическими расстройствами, среди них есть дети.

«И узбеки, и киргизы нуждаются в срочной психологической помощи. Однако в узбекских махаллях эти переживания острее – это как ежедневно переживать землетрясение» (Аня Вольц, координатор MSF по Ошской области).

«Я не могу спать. Даже когда я устаю, закрываю глаза – меня начинают мучить кошмары. Я постоянно в страхе. Ночью со мной спит дочка, а сын спит рядом с мужем. Я не могу смотреть на сожженные дома вокруг, это очень больно. Я не хочу больше обсуждать со своими родными или с соседями то, что случилось. Я готовлю еду для своей семьи, но на самом деле мне не хочется этим заниматься. Когда мои дети говорят, что им не нравится еда, я сержусь. Я не знаю, что со мной, я больше не могу контролировать себя». (Пациент из Джалал-Абада)

«Люди унижены, они не чувствуют себя в безопасности, и это не дает им успокоиться и сосредоточиться на том, что нужно делать. Они говорят, что надежды нет: если столкновения начнутся снова, Узбекистан уже не откроет границу». (Психолог MSF)

Заявление «Врачей без границ» о непрекращающемся насилии и об этнической дискриминации вышло в те дни, когда в Кыргызстане начала подниматься волна протеста против ввода полицейских сил ОБСЕ. По информации «Ферганы.Ру», многие этнические узбеки Оша и Джалал-Абада видят в этих полицейских силах последнюю надежду на безопасность и восстановление справедливости и нормальной жизни. Доклад «Врачей без границ» еще раз обозначил, что до стабильности в регионе еще очень далеко и что без помощи международных сил люди не смогут выйти из тяжелейшей ситуации, в которой находятся.

Подготовила Мария Яновская