Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Александр Джумаев: «Музыкальный мир Центральной Азии», вводная лекция (видео)

Александр Джумаев: «Музыкальный мир Центральной Азии», вводная лекция (видео)

Просмотреть видео можно на канале «Ферганы.Ру» в YouTube (перейти на канал)

В Центральной Азии с давних времен сосуществовали и взаимодействовали музыкальные традиции разных народов. Музыкальные культуры казахов и киргизов, таджиков и узбеков, туркмен и каракалпаков. Рядом с ними – музыка иранцев, среднеазиатских цыган, бухарских евреев, уйгур, татар, арабов и др. В совокупности они образовывали многоцветный и неповторимый музыкальный мир региона.

Традиционная музыка здесь передавалась устным путем – от учителя к ученику. Различные способы фиксации музыки, в отличие от европейской традиции, не закрепились в виде нотаций широкого практического применения. А это ограничивает наши представления о живой звучащей музыке в прошлом. Феноменальное исключение – Хорезмская танбурная нотация, созданная в конце XIX века. Систематическая нотная запись музыки стала производиться только в 1920-30 годы выдающимися русскими музыкантами и этнографами – А.В.Затаевичем, В.А.Успенским и другими.

Однако богатый иконографический материал (терракота, настенная живопись, скульптура, торевтика) археологического происхождения из историко-культурных областей Средней Азии – Бактрии-Тохаристана, Согда, Хорезма, Парфии, Шаша, Ферганы – позволяет говорить о существовании здесь в древний, античный и раннесредневековый периоды (последние века до н.э. – первые века н.э.) высокого искусства инструментального и вокального музицирования. К примеру, от согдийской лютни-барбата ведет свое происхождение арабский и общемусульманский уд, повлиявший на формирование европейской лютни.

Расцвет в регионе в исламское время музыкальной культуры, науки о музыке (труды аль-Фараби, Ибн Сины, Мухаммада аль-Хоразми и других ученых) генетически связан с доисламскими достижениями. От эпохи к эпохе передавались и сохранялись музыкальные ценности. Крупные центры развития музыкальной культуры известны в период правления Амира Темура в Самарканде, во второй половине XV века в Герате, с XVI века в Бухаре и других городах Центральной Азии. Общемусульманская цивилизационная модель музыкального искусства и в том числе классического макамата XIV-XV веков сменяется позже тенденцией локализации традиций, подготовившей их трансформацию в национальные достояния. На формирование основных крупных музыкально-художественных стилей, как в городской среде, так и в степном пространстве, во многом оказывали влияние природно-климатические условия, социокультурный и антропологический факторы.

Другие лекции ташкентского историка и культуролога Александра Джумаева доступны в рубрике «Видеолекторий Ферганы.Ру» и на канале «Ферганы.Ру» в YouTube (перейти на канал).

Международное информационное агентство «Фергана»