Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Тыква – это не только карета. Это ваза, игрушка и абажур

Тыква – это не только карета. Это ваза, игрушка и абажур

Изделия резчиков из Узбекистана славятся по всему миру. Украшенные их узорами двери, беседки, столики, ширмы и другие изделия заказывают во многих странах, в том числе и в республиках Центральной Азии. Но мало кто знает, что кроме резьбы по дереву узбекскими ремесленниками освоена и такая уникальная технология, как резьба по тыкве. Придумала ее ташкентский мастер Мухаррам Ибрагимова. Вот уже два года, как она ушла из жизни, но ее дело с успехом продолжает дочь - Мухайё Гаипова. Мухайё делает из тыквы такие красивые сувенирные изделия, что нельзя не восхититься мастерством и тонкостью ее работы.

Желание рассказать об этом потомственном мастере появилось у меня после спора с живущим в США другом, который утверждал, что резьба по тыкве хороша только на Хеллоуин, поскольку плод этот недолговечен и украшение его узорами сродни созданию скульптур из песка или льда. В мои слова о том, что узбекские мастера могут делать из плодов тыквы долговечные художественные произведения, мой американский друг просто не поверил.

И вот я в гостях у Мухайё Гаиповой. Мой первый вопрос о недолговечности художественных изделий из тыквы она встречает с улыбкой.

- Если для работы взять сырую тыкву, то она, конечно, быстро потрескается и рассыплется, - поясняет собеседница. - Но я, как когда-то и моя мама Мухаррам Ибрагимова, резьбу наношу только на хорошо высушенную тыкву и по специальной технологии, на которую мама даже получила патент. В результате изделие из тыквы по прочности ничем не уступает дереву. И если его специально не ломать, то оно будет храниться и тысячу лет.

Сушить тыкву надо не менее двух лет

Мухайё охотно рассказывает о том, как работает с тыквой. Слушая ее, я быстро убеждаюсь, что дело это очень непростое.

Самый легкий этап - вырастить тыкву на участке возле дома. Труднее подобрать момент, когда следует снять плоды с грядки - чтобы были еще и не совсем зелеными, и в то же время не начавшими вступать в стадию зрелости. Выбрав тыкву подходящей формы, ее отправляют сушиться на чердак.

Сушить тыквы следует не меньше двух лет, поддерживая определенную температуру. Но как ни соблюдай правила, а процент отбраковки остается очень высоким: в среднем, из двадцати тыкв после сушки годными к обработке оказываются только восемь. Остальные или лопнут, или деформируются.


Мухаррам Ибрагимова со шкатулкой из тыквы

Тыква, в отличие от деревянной шкатулки, гораздо более нежный объект для обработки. Мухайё не рискует зажимать сушеные плоды в тиски - тыква легко может сломаться. Работает с плодами, каждый раз придумывая какой-то оригинальный способ крепления. Наносит карандашом рисунок, затем берет в руки инструменты резчика, которых насчитывается больше двадцати наименований. После такой обработки тыкву, превратившуюся в вазу, сосуд или светильник, можно полировать и покрывать лаком. Если, конечно, один из ударов молоточком по инструменту не окажется сильнее, чем требуется, и в тыкве не появится дырка.

Без усидчивости и терпения ничего не выйдет

Впрочем, дырки в тыквах Мухайё иногда пробивает специально - когда хочет сделать еще более оригинальное изделие. В таком случае плод наряду с орнаментом покрывают еще и фигурные сквозные отверстия, через которые видно, что от тыквы осталась только одна тонкая кожура. Когда не знаешь, в чем дело, кажется, что этот сувенир сделан из двух склеенных половинок, и непроизвольно ищешь шов. Но потом выясняется, что шва нет - сердцевина просто аккуратно вырезана.


Что можно сделать из обыкновенной тыквы?

Работу по удалению сердцевины можно сравнить с таким уникальным процессом, как сборка в стеклянной бутылке моделей кораблей или автомобилей: мастер делает модель из легко собирающихся деталей, которые свободно проходят сквозь горлышко, а затем при помощи специальных инструментов скрепляет детали на донышке бутылки. Эта работа требует железных нервов и холодного расчета. Как и удаление мякоти из тыквы сквозь не очень широкие фигурные прорези.

Но если в случае бутылки результат предсказуем, то при работе с тыквой предсказуемости нет никакой. Тыквы не изготавливают на конвейере, у каждой - своя толщина кожуры, причем не всегда равномерно покрывающая мякоть. Так что из шести тыкв, которые Мухайё, если так можно выразиться, запускает в производство, чтобы сделать ажурный пустотелый сувенир, в произведение искусства превращается только одна, остальные идут в брак.

Одним словом, если у тебя есть художественный талант, но нет усидчивости и терпения, за изготовление художественных произведений из тыквы лучше не браться. Но и того, и другого Мухайё Гаиповой не занимать. Ведь она родилась в семье потомственных мастеров, где резьба по дереву стала делом жизни теперь уже семи поколений.


Восемь лет назад на городском этапе смотр-конкурса «Ташаббус-2007» Мухайё Гаипова получила звание «Лучшая женщина-ремесленник»

Женщины среди резчиков - большая редкость

Кстати, до сравнительно недавнего времени среди мастеров в роду всегда были только мужчины и никогда - женщины. У резчиков по дереву это не принято: женщины должны заниматься другими делами. Но мама Мухайё, Мухаррам Ибрагимова, эту традицию нарушила и - весьма успешно: за свои достижения в исконно мужском мастерстве награждена медалью «Шухрат» («Слава»), получила высокое звание «Народный мастер Узбекистана», провела ряд своих выставок за рубежом.

А еще смогла открыть талант резчика по дереву и в своем муже и отце Мухайё - Тулягане Гаипове. Причем такой талант, что он, как и его жена, получил множество наград и дипломов, участвовал во многих выставках за рубежом, а его резные двери, колонны, вазы, ляганы, люстры заказывают в разных странах мира.

Талант резчиков по дереву передался и детям. Старший брат Мухайё - Джамшид - за успехи на этом поприще тоже награжден медалью. Вместе с братом Хуршидом он открыл свою мастерскую, в которой братья мечтают создать музей своей матери.


Мастер Туляган Гаипов. В отделке двери, на фоне которой он стоит, есть и вклад и его дочери

Мухайё начала приобщаться к мастерству резьбы по дереву в шесть лет. В таком возрасте в семьях потомственных резчиков мальчики обычно берут в руки набор наждачных шкурок и помогают родителям полировать деревянные изделия. У девочки с полировкой тоже получилось неплохо. Да и другие премудрости мастерства она схватывала буквально на лету.

Как стать членом Академии художеств

И талантом Мухайё пошла в родителей, и занятие ей понравилось. `Первую свою шкатулку сделала, когда ей шел пятнадцатый год. Сделала так, что и сейчас не стесняется выставлять ее в своих экспозициях на выставках.

Основательность, умение заглянуть в будущее - отличительная черта Мухайё Гаиповой. Большинство ремесленников, освоив избранное дело в детстве, продолжают свое образование у известных мастеров и считают, что этого вполне достаточно. Мухайё поступила иначе: сначала работала резчиком по дереву на керамическом комбинате имени Камолитдина Рахимова, потом перешла в мастерскую рангом повыше - медресе «Барак хан» в комплексе «Хаст имом». Одновременно окончила институт имени Камолитдина Бехзода, получив специальность искусствоведа. А пять лет назад была принята в Академию художеств Узбекистана. Но не считает, что достигла всех высот своей профессии, поэтому постоянно учится. И именно эта учеба позволяет ей осваивать новые технологии и орнаменты.


Туляган Гаипов показывает работы своей дочери. В его руках – абажур из тыквы

Слова Мухайё подтверждают ее работы. Если взять изделия других мастеров, то большинство из них будет по орнаменту очень похоже друг на друга, авторство сможет определить только высококвалифицированный специалист. Это и понятно - мастера варятся, так сказать, в одном котле. А у Гаиповой орнамент уже несколько другой – оригинальный, с вплетением новых, а точнее - давно забытых элементов. И эта оригинальность присутствует во всех изделиях Мухайё - и в шкатулках, и в сувенирных тыквах.

Кто продолжит делать сувениры из тыквы?

Мы ведем беседу в родительском доме Мухайё. Ее отец - Туляган Гаипов - с гордостью показывает, что в красиво украшенных резьбой комнатах сделано руками его дочери еще в те времена, когда она училась в школе. И заодно делится семейными секретами мастерства, которые позволяют сделать из дерева или тыквы настоящие произведения искусства.

- Сейчас резчиков по дереву, можно сказать миллионы, но большинство из них, к сожалению, используют одни и те же орнаменты, - говорит Туляган-ака. - У нас в семье так не приято. Я, например, всегда беру темы для своих узоров у природы - растения, цветы, деревья. Возьмем распускающийся цветок граната. Орнамент на эту тему должен передать настроение природы в этот момент. И ни в коем случае не быть оборванным, а обязательно со всех сторон завершаться бутонами. Мне очень приятно, что Мухайё в своей работе применяет такой же творческий подход.


Мухайё надеется, что ее дети тоже станут известными мастерами

У Мухайё Гаиповой четверо детей. Старшая дочь - четырнадцатилетняя Мадина - пока не торопится брать в руки инструменты резчика, она увлеклась рисованием орнаментов и хочет стать наккош - так называют художников, которые создают узоры для резьбы по дереву. А тринадцатилетний Ильхом, наоборот, твердо решил стать резчиком и в свободное от учебы время уже работает в качестве подмастерья у своих дядей Джамшида и Хуршида.

Четырехлетней Муслиме и трехмесячному Абдулазизу еще пока рано думать о будущем. Но Мухайё не сомневается, что они тоже станут талантливыми мастерами. И кто-нибудь из детей обязательно подхватит ее эстафету - изготовление художественных произведений из обыкновенной огородной тыквы.

Виктор Крымзалов

Международное информационное агентство «Фергана»