Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

К чему приведет «этнический фактор» в напряженной обстановке на юге Кыргызстана?

17.05.2010 18:50 msk, Мария Яновская

Кыргызстан Ферганская долина
К чему приведет «этнический фактор» в напряженной обстановке на юге Кыргызстана?

На фото слева – Кадыржан Батыров

14 мая 2010 года в Джалал-Абаде (юг Кыргызстана) произошло вооруженное столкновение сторонников прежнего президента К.Бакиева и сторонников новой власти. Противостояние двух лагерей закончилось изгнанием бакиевцев с центральной площади города и поджогом домов Бакиева и его родственников в селе Тейит, что в пяти-десяти километрах от Джалал-Абада. По официальным данным, в столкновениях погибло два человека, более пятидесяти было ранено. По сведениям правозащитницы Толекан Исмаиловой, «число погибших и пострадавших в Джалал-Абадской области пока невозможно точно определить», поскольку пострадавшие во время митингов вынуждены скрываться, опасаясь преследования. «Среди них есть раненые, которым нужна медицинская и юридическая помощь», - сказала Т.Исмаилова, передает ИА 24.kg. Лидер партии «Родина» Кадыржан Батыров в интервью нашему агентству говорил даже о тысяче пострадавших.

Известно, что в джалал-абадском изгнании путчистов-бакиевцев основную роль сыграли представители партий «Ата-Мекен» и «Родина». Подавляющее большинство членов партии «Родина» - этнические узбеки, что позволило говорить о серьезном «узбекском факторе» в этом противостоянии, появился даже журналистский шаблон, мол, «бакиевцев прогнали узбеки».

Отношения между киргизами и узбеками на юге Кыргызстана нельзя назвать безоблачными: достаточно напомнить об Ошской резне весной 1990 года, когда погибло, по данным прокуратуры СССР, около 1200 человек, а по неофициальным данным – в несколько раз больше. Следователи зафиксировали 10 тысяч эпизодов преступлений. В суды было направлено 1500 уголовных дел. В конфликте принимали участие около 30-35 тысяч человек, к уголовной ответственности привлекли около 300 человек.
Но во время событий в Джалал-Абаде вдруг «всплыло» имя «черного Айбека» - криминального авторитета Айбека Мирсидикова, этнического узбека и давнего личного врага Батырова. И вот Батыров сообщает, что беспорядки в Джалал-Абаде организовывал именно «черный Айбек», который вооружал людей для захвата областной администрации. Сам же «черный Айбек» в интервью радио «Свобода», в свою очередь, обвиняет оппонента и заявляет: все, что произошло 14 мая, - «на совести Кадыржана Батырова». Мол, сам Айбек 14 мая был дома, а его люди в событиях 14 мая не участвовали. Поход же «батыровцев» на село Тейит был вызван именно стремлением разгромить дом самого Мирсидикова (дом «черного Айбека» находится примерно метрах в 700-800 от домов родственников Бакиева).

Понять, кто из них прав, а кто виноват, непросто. Разбираться в этом, по всей видимости, должна прокуратура. Но личная вражда двух влиятельных узбеков - Батырова и Мирсидикова - немного меняет угол зрения на происходящее на юге Кыргызстана. Появляются вопросы, которые, может, сегодня лучше и не задавать, - но без которых анализ ситуации невозможен.

Есть ли основания говорить, что противостояние узбеков «бакиевцам» - это в том числе и межэтническое противостояние узбеков и киргизов на юге страны? И еще - приход новой власти в апреле 2010 года и события 14 мая дали возможность свести личные счеты двум давним врагам-узбекам. И можно ли считать противостояние одного узбека другому «скрытой пружиной» происходящего в Джалал-Абаде? Если да, то возможно, что противостояние на юге будет жестким и продлится до полной победы одной из сторон; ни о каком политическом компромиссе в такой ситуации речи быть не может.

Айбек Мирсидиков
Айбек Мирсидиков. Фото © Радио Свобода
И еще одно. В событиях 14 апреля пострадало много этнических узбеков. Означает ли это, что новая власть теперь «должна» узбекам Джалал-Абада, активно участвовавшим в противодействии пробакиевским отрядам? Правозащитники уже сегодня заявляют, что «лидер партии «Родина» использует в своей политической борьбе насильственные методы». И что будет, если преференции, которые новая киргизская власть так или иначе предоставит узбекской общине, покажутся ей недостаточными? Опыт прошлых побед – а изгнание бакиевцев 14 мая было победой - обычно воодушевляет и провоцирует на дальнейшие действия…

На эти вопросы сегодня ответов нет.

Кадыржан Батыров создает структуру, параллельную милиции

Но «Фергана.Ру» дозвонилась до лидера узбекской общины юга Кыргызстана, вице-президента Узбекского национально-культурного центра Кыргызстана Кадыржана Батырова и задала несколько вопросов о ситуации в Джалал-Абаде. Разговор происходил в первой половине дня 15 мая.

- Кадыржан Алимжанович, можно говорить, что во вчерашних событиях основную роль сыграла узбекская община? Обычно ведь узбеки не были замечены в серьезной политической активности, что изменилось?

- Мы думали – вот, наступила стабильность, вроде нормально будут развиваться события, а вдруг опять появляются сторонники Бакиева, тем более - вооруженные. Исполняющего обязанности губернатора, Бектура Асанова, капитально избили, всех сотрудников администрации избили… Бакиевцы захватили административное здание, главную площадь в городе… И когда народ об этом узнал – то пришел на площадь…

- Можно ли говорить, что против бакиевцев встали узбеки на юге? Или нет?

- То, что узбеки против – это однозначно. Но вчера тут были и киргизы, и представители других национальностей. Мы все вместе приняли участие. Когда мы собрались на площади, то не ожидали, что по нам начнут стрелять, закидывать камнями, палками. И тогда мирные жители города, жители области (по другим источникам «Ферганы.Ру», среди сторонников новой власти тоже были вооруженные люди – ред.) пошли прямо на центральную площадь города, и были атакованы…

Вчера пострадали более тысячи человек, есть и огнестрельные ранения, и ушибы, удары. В людей и камни попадали… И после обеда обстановка уже настолько накалилась – что не только узбеки – все пошли, и пошли уже всерьез. Конечно, в основном это были узбеки – местные жители, но были и те, что приезжали из сел. Но они после первой атаки испугались и уехали – не ожидали, что их так встретят…

- У нас есть информация, что вы не то руководили сожжением домов Бакиева в Тейите, не то присутствовали при этом… Вы там были?

- Меня, вообще, удивляет ваш вопрос! Пришли сторонники Бакиева с оружием в руках, и когда народ понял, что все всерьез, то атаковал их так, что они бежали. Убежали все вооруженные бакиевцы!

И тогда ребята пошли на этот Тейит, потому что знали, что именно в доме Бакиева и шло формирование этой вооруженной банды. Они туда шли с надеждой, что найдут там этих бандитов. А когда приехали - откуда-то появился спецназ, который целый день ждали на площади! Люди ведь думали, что спецназ сам придет и очистит центральную площадь. А они вдруг оказались в селе Тейит.

- Этот спецназ защищал бакиевцев?

- Вот и это вопрос тоже интересный! Когда я сказал заместителю министра внутренних дел, который тоже там оказался: мол, нужно оцепление сделать в этом районе, проверку, зачистку, - он этого не сделал. Я ему говорю: «Там черный Айбек, вооруженный, со своей бригадой у себя дома, давай, сделай оцепление, там же 700-800 метров вверх…» Нет. Он взял своих сотрудников, повернулся и ушел молча. Я не знаю – они для чего приехали? Чтобы сохранить сторонников Бакиева, что ли? Для меня так ясности и не наступило.

- Получается, что спецназ устранился, и с бакиевцами разбирались люди, пришедшие в село?

- Да. Народ знал, где Бакиев собирал свой род, формировал свою банду, финансировал этих женщин (имеется в виду так называемый «отряд баб специального назначения» или ОБОН, активно задействованный сторонниками прежних властей на митингах и в акциях. – прим. ред.). И в этом доме, действительно, был пожар.

Родовое гнездо Бакиевых сожжено
Дома Бакиевых в селе Тейит под Джалал-Абадом были сожжены 14 мая. Фото © АКИpress

- Что известно о черном Айбеке? Он пойман уже?

- Черный Айбек не пойман, потому что у него серьезная «крыша». Он спокойно находится на территории города. Когда люди узнают, где он находится, и едут на его захват – ему кто-то дает сообщение, и он спокойно переходит в другое место.

- Кто его крышует, по-вашему?

- Братья Бакиева и их сторонники.

- Они до сих пор в силе? И в городе?

- Представьте себе! Ни один человек не пойман из этой вооруженной банды. Вчера они спокойно покинули центр города, и сейчас опять где-то собираются, наверное. Милиция не хотела помочь, когда был вооруженный захват власти. Но и потом, когда за ними (бакиевцами – ред.) могли бы проследить: куда идут, на какой машине, где прячутся – даже эти элементарные вещи не были сделаны.

- И что получается? Если они не пойманы и где-то ходят, то ваши люди тоже должны быть постоянно настороже?

- Да. Мы организуем народное ополчение, охранников, народные дружины. Мы вынуждены это делать: если сами себя не защитим, то все эти бакиевские, эта банда, может в любое время напасть на мирных жителей. Я не верю ни сотрудникам милиции, ни спецназу, они только проблемы создают законопослушным гражданам. Милиция не может даже контролировать свое оружие, провести серьезную инвентаризацию… Если будет серьезное сокращение структуры МВД, это только сэкономило бы бюджетные деньги. Без них мы быстрей наведем порядок.

- Получается, что вы создаете структуру, параллельную милиции? Эти отряды самообороны?

- Действительно, мы совместно с киргизами будем создавать народное ополчение.

- Я знаю, что вам предлагали место или портфель (я не знаю, как звучало само предложение) во временном правительстве, но вы отказались. Это правда?

- Я просто сказал, что буду полезен именно в Джалал-Абаде.

- Если, бог даст, удастся добиться стабильности с помощью отрядов самообороны, - узбекская община может ожидать для себя какие-то преференции со стороны новой власти? Вы будете требовать дополнительных прав для узбеков?

- Мы посмотрим, как будет проходить реформа и как примут Основной закон. Если будет парламентское государство, мы ничего не будем требовать, будем нормально принимать участие.

- А ваша партия пойдет на выборы?

- Я еще не думал об этом.

Скрытое узбеко-киргизское противостояние

Итак. Киргизский спецназ не стал реагировать на просьбу Батырова оцепить дом «черного Айбека» (читай: не стал вмешиваться в личные разборки). Батыров создает структуру, параллельную милиции, а его люди ищут черного Айбека по городу. Ни о каких дополнительных правах для узбекской общины от новой власти он пока не требует. Народное ополчение не будет состоять из одних узбеков.

Милиция, однако, принимает все меры, чтобы народные дружины не были параллельной (а значит, не управляемой госчиновниками) структурой. Начальник городского отдела внутренних дел Мухамеджан Мамашев сообщил АКИпресс, что «городскими властями выделяются средства для выплаты заработной платы 300 народным дружинникам, которые будут получать ежемесячно по 5 тысяч сомов заработной платы».

Тем временем сегодня, 17 мая, в селе Достук Ала-Букинского района Джалал-Абадской области прошел митинг узбекского населения. Как пишет AKIpress, накануне в этом же селе произошла драка между узбекской и киргизской молодежью, и один узбек получил ножевое ранение. На митинг собралось около двух тысяч узбеков. Кадыржан Батыров сообщил, что «те люди, которые его (узбекского парня – ред.) ранили, были задержаны и переданы в правоохранительные органы. Но у наших правоохранительных органов и прокуратуры есть такая практика: отпускать задержанных, особенно киргизской национальности».

Эти слова подтверждают «антимилицейский» настрой Батырова.

При этом Батыров, находясь на узбекском митинге по поводу драки узбеков и киргизов, заявляет, что «никаких межнациональных конфликтов в городе и области нет и не будет».

Несмотря на такие оптимистичные заявления, ситуация в Джалал-Абаде складывается непростая. Опасна она еще и тем, что личные разборки можно без опаски вплести в борьбу сторонников старой и новой власти, а антикиргизские настроения «замаскировать» под «антибакиевские». И наоборот. Застарелая антипатия к узбекам может неожиданно получить форму «борьбы за права законного президента Бакиева».

При этом, когда разъяренная толпа идет громить, уже не важно, к какому политическому лагерю принадлежит тот несчастный, чей дом будет разрушен.

Мария Яновская