Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Музыкальный мир Центральной Азии: Струнные инструменты и искусство пения (видеолекция)

Музыкальный мир Центральной Азии: Струнные инструменты и искусство пения (видеолекция)

Народы Центральной Азии обладают разнообразными и богатыми музыкальными инструментами, представленными в трех основных группах - струнные, духовые и ударные. Струнные выполняют преимущественно художественно-эстетическую функцию. Искусство игры на них демонстрирует высокий профессионализм и классическое совершенство местных музыкальных традиций.

В каждой традиции можно выделить пару инструментов, которые, по мнению автора лекции, являются базовыми для данной музыкальной культуры. У казахов – это домбра и кобыз (кыл-кобыз), у таджиков и узбеков – дутар и танбур, у каракалпаков – дутар и кобыз, у туркмен – дутар и гиджак. Старинный таджикский и узбекский инструмент танбур имеет свою вторую ипостась – сато – самобытный инструмент с глубоким старинным, архаичным звучанием.

Надвязанные лады (парда, перне, перде и др.) некоторых инструментов из этой группы заключают музыкально-звуковую систему каждого народа, и вместе с остальными инструментами охватывают широкий континуум национального мирочувствования и музыкального сознания. В лекции на отдельных примерах творчества современных музыкантов, – казахского кюйши Абдулхамита Раимбергенова, выдающегося узбекского инструменталиста Тургуна Алиматова, узбекского дутариста Шухрата Раззакова, каракалпакского жырау Бакбергена Сырымбетова - показано, как сохраняются и передаются традиции инструментального музицирования.

Искусство пения составляет другой значительный пласт в музыкальных традициях народов Центральной Азии. Его многообразие и единство иллюстрируется на примере творчества трех современных профессиональных певиц: узбекской певицы Надиры Пирматовой, каракалпакской баксы (бахшы) Гульнары Алламбергеновой и казахской жырау Улжан Байбосыновой. Они принадлежат к одному поколению, совмещают в своем искусстве инновации советского времени и следование традициям, а их творчество наглядно демонстрирует состояние современного искусства пения в регионе. Надира Пирматова, ученица ташкентской певицы Саодат Кабуловой, объединяет в своем творчестве различные стилевые влияния предшествующих мастеров, в особенности традиции выдающейся таджикской певицы Барно Исхаковой, которую она считает одним из своих учителей-устадов. Песня «Галдир» (на слова поэта Чулпана) в исполнении Надиры Пирматовой – пример глубокого и тонкого чувственного проникновения в образный мир поэзии.

Гульнара Алламбергенова поет специально созданную для нее ее учителем Турганбаем баксы Курбановым песню «Уллы зибан» из мужского репертуара сказителей – жырау героического эпоса «Алпамыс».

Улжан Байбосынова принадлежит к кармакшинской (Кызылординской) школе сказителей-жырау, она представляет песню-терме с нравственно-назидательным смыслом, характерную для репертуара сказителей-жырау. Творчество Пирматовой, Алламбергенов и Байбосыновой показывает, что традиция пения, также как и инструментальное искусство, опирается на незыблемые каноны, унаследованные музыкантами и певцами от своих учителей; оно сохраняется, развивается и обновляется в рамках устойчивых художественных принципов традиции, основанных на сотворчестве слушательского и исполнительского опыта. Лекция ташкентского культуролога и музыковеда Александра Джумаева иллюстрируется аудио- и видеоматериалами.

Международное информационное агентство «Фергана»