Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Академик Б.Ташмухаммедов: «Управляя осадками, водные ресурсы Узбекистана можно удвоить

07.07.2008 13:53 msk, Андрей Кудряшов (Ташкент)

Узбекистан Вода

Фото © Фергана.Ру

Строительство Коксарайского водохранилища на реке Сырдарья, начавшееся в Казахстане 26 июня 2008 года, пока не встречает официальных возражений со стороны соседнего Узбекистана. Но экологи сопредельного государства обеспокоены вероятным влиянием, которое может оказать этот водоем на наполнение Айдар-Арнасайской системы озер и климат в столичной Ташкентской области. По просьбе ИА «Фергана.Ру» ситуацию прокомментировал действительный член Академии наук Узбекистана, председатель Национального комитета MAB UNESCO Бекджан Ташмухаммедов. По мнению известного ученого, создание нового водохранилища в Казахстане не представляет серьезной угрозы для экологии Узбекистана. А решить общие проблемы водного дефицита в бассейне Сырдарьи можно только можно с помощью современных высоких технологий – регулирования количества осадков.

Академик Бекджан Ташмухаммедов
Доктор биологических наук, профессор Бекджан Ойбекович Ташмухаммедов возглавляет лабораторию физики мембран в Институте физиологии и биофизики Академии наук Республики Узбекистан. В качестве председателя Национального комитета MAB UNESCO академик Ташмухаммедов активно выступает за применение кардинальных высокотехнологичных решений водных, земельных и продовольственных проблем, стоящих перед Узбекистаном и соседними государствами Центральной Азии. В 2004 году, пригласив в Ташкент из Института основной биологии в Нагоя знаменитого японского генетика Норио Мурата, Ташмухамедов предложил для решения продовольственной проблемы в Узбекистане, выращивать на засоленных землях модифицированные сорта риса и овощей, в чью ДНК внедрен ген морских водорослей.

Фергана.Ру: - Почему ученые и специалисты Узбекистана не высказывают никаких возражений против строительства Коксарайского контррегулятора? Хотя в самом Казахстане, когда принималось решение о создании этого водоема, председатель Комитета по водному хозяйству Минсельхоза КР Анатолий Рябцев высказал опасения, что проект не понравится соседям, так как ограничит поступление воды из Шардарьинского водохранилища в Айдар-Арнасайскую систему озер?

Бекджан Ташмухаммедов: - Строительство Коксарая - вынужденная мера для Казахстана. И оно не может серьезно повлиять на экологическую ситуацию в Узбекистане. Контррегулятор строится на реке Сырдарья значительно ниже Шардарьинского водохранилища и будет принимать избытки зимних паводков, чтобы они, переполняя Шардару, не вызывали разрушительных наводнений. При этом можно надеяться, что правительства Узбекистана и Казахстана сумеют договориться о сохранении ежегодных «санитарных» попусков воды из Шардары в Арнасайскую впадину, необходимых для поддержания экологического равновесия в Айдар-Арнасайской системе озер. Ведь прежде мы договаривались с соседями о вынужденных сверхнормативных сбросах, помогавших Казахстану справляться с последствиями зимних паводков. Прекращение регулярных заборов воды из Шардары в Арнасай выше необходимой нормы остановит разлив Айдаркуля, из-за которого экологическая система озер находится в нестабильном положении. А из-за подтопления берегов и подъема грунтовых вод на территории Узбекистана засоляются и выпадают из хозяйственного использования тысячи гектаров пастбищ из сельскохозяйственных угодий. Нашим мелиораторам не придется тратить силы и средства на предотвращение дальнейшего переполнения Айдаркуля, и они смогут направить их на стабилизацию и рациональное использование этого уникального водоема.

Айдар-Арнасайская система озер возникла на месте солончаковой впадины в пустыне Кызылкум в результате аварийного сброса из запасного створа Шардарьинского водохранилища 2,7 кубических километров воды во время катастрофического паводка на Сырдарье в марте 1969 года. Образовавшееся водное зеркало площадью в 2175 квадратных километров стабилизировалось в антропогенную экологическую систему, во многом смягчившую последствия усыхания Аральского моря. По предложению ООН и Глобального экологического фонда правительство Узбекистана создало на берегах озер Нуратау-Кызылкумский биосферный резерват.

Сверхнормативные попуски воды из Шардары в Арнасай во время зимних паводков на Сырдарье, возобновившиеся с конца 90-х годов, привели к переполнению озерной системы, в результате чего она потеряла свое хозяйственное значение. К 2004 году площадь водной поверхности Айдар-Арнасайской системы достигла 3175 квадратных километров.

По прогнозам некоторых экологов прорыв воды из западной, наиболее засоленной оконечности Айдаркуля с последующим пересыханием может привести к подъему в атмосферу около 1 млн. тонн едких солей, что повлияет на урожайность хлопчатника и может ускорить таяние ледников на горных вершинах Памира. Согласно другому предостережению, резкие колебания уровня воды в озерной системе могут привести к выбросу на поверхность ядовитых сероводородных пузырей, образующихся от гниения растительности на затопленных берегах.

С 2004 года институт Узгипромелиоводхоз занялся разработкой проекта водоотводного канала из западной оконечности Айдаркуля. Одновременно ученые Узбекистана стали разрабатывать предложения по стабилизации системы, если приток воды из Сырдарьи в Арнасай прекратится.

По мнению специалиста НИИ Узгидромета Николая Голелкина, для поддержания Айдар-Арнасайской экологической системы в равновесном состоянии достаточно подавать 1,5 кубических километра воды в год. Но даже если приток из Шардары полностью прекратится, озера сохранят свое природоохранное значение еще в течение сорока лет.

Фергана.Ру: - Расчетная глубина Коксарайского контррегулятора всего 5,5 метров, а площадь поверхности - 466 квадратных километра. Не окажут ли испарения с поверхности нового мелководного водоема нежелательного влияния на климат в Ташкентской области? Экологи говорят, что вблизи огромных водных зеркал - Айдаркуля, Арнасая, Шардары и Коксарая климат в Ташкенте уже становится «морским». Лето у нас длится почти пять месяцев. Значит, столицу Узбекистана ожидает невыносимый зной и духота с мая по октябрь?

Бекджан Ташмухаммедов: - Медики утверждают, что экстремальная сухость и резко континентальный климат, которыми отличается наш регион, не комфортны для человеческого организма. Что же касается природных процессов, то дополнительное увлажнение региону не повредит, а напротив - создаст более благоприятные условия, в том числе для сельского хозяйства. Темпы и сила катастрофического опустынивания, распространившегося по территории Узбекистана в связи с высыханием Аральского моря, во многом обусловлены исчезновением влажной воздушной подушки, которая раньше присутствовала над Аралом. Влияние Айдар-Арнасайской системы озер несколько смягчило этот процесс. Дополнительное увлажнение воздушных масс в регионе среднего течения Сырдарьи окажет только благоприятное влияние на погоду и природные условия. Будет больше осадков и речного стока для орошения. Нужно только научиться более рационально использовать влагу.

Фергана.Ру: - Коксарай строится для защиты экономики Южного Казахстана от катастрофических зимних паводков на Сырдарье. Но не окажется ли создание этого контррегулятора пустой тратой средств? Ведь бассейн Сырдарьи, судя по всем признакам, вступает в период острого водного дефицита. В этом году по руслу реки с апреля течет почти в 10 раз меньше воды, чем обычно. Регулятор построят, а воды в нем не будет?

Бекджан Ташмухаммедов: - Тут важно учесть два фактора. Естественная цикличность водного режима – 2-3 многоводных лет на 6-7 маловодных действительно существует, хотя на нее сейчас оказывают влияние и глобальные изменения климата. Но есть изменения, причина которых полностью обусловлена деятельностью человека. Зимние паводки на Сырдарье и маловодье летом начались с 90-х годов, когда водохранилища в Кыргызстане, в годы СССР созданные в основном для ирригационных целей, стали использоваться для интенсивной выработки электроэнергии. Теперь Кыргызстан желает еще и получать с соседних стран плату за воду, поступающую из Нарынского каскада водохранилищ в Сырдарью.

Фергана.Ру: - А Узбекистан и Казахстан за воду платить не хотят?..

Бекджан Ташмухаммедов: - Такая постановка вопроса противоречит как исторически сложившимся в регионе традициям, так и большинству действующих норм международного права, согласно которым государства не в праве менять гидрологический режим трансграничных рек без согласия соседей. Если бы лично от меня зависел ответ на этот вопрос - согласится ли Узбекистан платить за воду, я бы ответил категорически: никогда!.. Но, в любом случае, пока политики и государственные деятели ищут пути для взаимоприемлемых договоренностей, ученые и хозяйственники должны находить неполитические решения возникших проблем. Для смягчения ситуации, вызванной излишними зимними попусками в Сырдарью из гидротурбин Нарынского каскада с последующим дефицитом воды летом, Узбекистан уже построил два новых водохранилища - Кенкульсайское и Резаксайское. В результате зимние наводнения в Ферганской долине у нас прекратились. Вместо них происходит сезонное накопление воды, необходимой для орошения полей в период вегетации. Стоит ли удивляться, что Казахстан пошел по тому же пути, сооружая Коксарайский контррегулятор для превращения разрушительных паводков на Сырдарье в полезный водный ресурс?

Фергана.Ру: - Но глобальных проблем региона эти инженерные решения не исчерпают. Если вода из верховий Сырдарьи перестанет поступать в достаточном количестве, Узбекистану и Казахстану не помогут новые водохранилища и регулирующие сооружения.

Бекджан Ташмухаммедов: - Да, общая тенденция выглядит неутешительно. В зоне формирования стоков Сырдарьи и Амударьи продолжается интенсивное таяние ледников. С середины прошлого века объемы ледников на вершинах Памира и Тянь-Шаня уменьшились, по разным данным, от 20 до 40 процентов, а в последние годы темпы их сокращения составляют 1 процент в год. Узбекистан уже испытывает острый дефицит воды, главным потребителем которой является орошаемое земледелие, забирающее 84 процента водных ресурсов. При этом три четверти составляют потери на фильтрацию и испарение в ирригационных каналах и при орошении полей. Интенсивное орошение так же ускоряет процесс засоления почв. Более половины пахотных земель страны засолены, а ресурсы свежей воды, необходимой для восстановления их плодородия, практически исчерпаны. Поэтому я предлагал, в частности, засевать засоленные почвы солеустойчивыми сортами сельскохозяйственных культур. Но и это не решает проблему водного дефицита. С помощью высоких технологий, давно разработанных и даже испытанных в Узбекистане, можно начать регулировать количество сезонных осадков над большими территориями, в результате чего возможно практически удвоить водные ресурсы региона.

Фергана.Ру: - Ваши идеи звучат заманчиво и одновременно пугающе, как цитаты из фантастических романов…

Бекджан Ташмухаммедов: - Публично высказывая это предложение, я опираюсь на научные разработки, произведенные специалистами Среднеазиатского научно-исследовательского института Главгидромета (САНИГМИ), подтвержденные успешными экспериментами еще в 80-70-х годах. Известные в научных кругах, материалы этих экспериментов, проводившихся тогда на трех испытательных полигонах: в бассейне горной реки Пскем на севере Ташкентской области, а так же в Кашкадарье и Ферганской долине, подтвердили возможность и довольно высокую эффективность искусственного воздействия на облака для увеличения сезонных осадков в нашем регионе. Сегодня, чтобы решить проблему нехватки водных ресурсов, необходимо создать государственную службу управления осадками со штатом квалифицированных специалистов и парком специализированных самолетов, возможно, собранных на Ташкентском авиазаводе.

Фергана.Ру: - Идея действительно кардинальная, но достаточно ли у Узбекистана средств для ее осуществления?

Бекджан Ташмухаммедов: - В Узбекистане есть такие районы, где круглый год почти не бывает осадков. Например, в центре пустыни Кызылкум их обычно бывает меньше 80 мм в году. Пытаться вызывать там искусственные дожди, конечно же, чрезвычайно трудно и совершенно не рентабельно. Но есть такие территории, например, бассейн реки Пскем, где осадков выпадает до 2000 мм в год. Разумеется, целесообразно воздействовать на увеличение осадков там, где они формируются естественным образом. Путем даже не слишком интенсивного вмешательства их количество можно удвоить.

Выбор точек воздействия определяется направлением движения воздушных масс. Обычные сезонные осадки в Узбекистане вызываются в основном теплыми и влажными воздушными массами, приходящими со стороны Атлантического океана. Эти массы наталкиваются на естественное препятствие - высокие горные массивы, поднимаются выше, встречаются с более холодным воздухом и происходит конденсация влаги. Метод, разработанный специалистами САНИИГМИ, влияет не на общую энергетику процесса, а только подправляет ключевые механизмы образования осадков, поэтому не требует слишком больших затрат.

Нынешней весной, так сильно обманувшей надежды земледельцев, очень часто можно было наблюдать так называемое метастабильное состояние дождевых облаков - когда даже специалистам очень трудно прогнозировать, то ли прольется сильный ливень, то ли облачность рассосется без всяких осадков. В атмосфере работает множество тонких факторов. Восходящий поток есть, и капли в облаках образуются. Но если температура наверху не достаточно низкая или не достает ядер конденсации – пылевых частиц или ледяных кристаллов, капли образуются слишком мелкие и снова испаряются в нижних, более теплых слоях, не достигая земли. Но именно это состояние нестабильности, совсем не редкое в наших краях, максимально удобно для воздействия на облака. Можно чуть-чуть подправить процесс, и прольется обильный дождь.

Есть разные методы его искусственного вызывания. Для конденсации крупных капель может использоваться аэрозоль из взвеси азотнокислого серебра, что, конечно, не дешево. Но при других условиях серебро можно заменить гранулами замороженной углекислоты, которые создают центры конденсации за счет дополнительного понижения температуры.

Осадки на территории Узбекистана распределяются крайне неравномерно. На пустынных равнинах, занимающих более двух третей страны, в год выпадает от 100 до 200 мм осадков, а в отдельных районах – пустыня Кызылкум и Приаралье - 80 мм и меньше. В предгорьях и горах средняя годовая сумма осадков достигает 900 мм. Большая часть годовых осадков выпадает весной (30-50%) и зимой (25-40%), на осень приходится 10-20% годовой суммы, и лишь 16%, на лето. При этом относительная влажность воздуха круглый год не превышает 60-65%.

Водные ресурсы Узбекистана составляют 5060 куб. км в год. Из них только 12,2 куб. км формируются на территории страны, а остальной объем воды поступает извне, с гор Тянь-Шаня и Памира, расположенных на территории Кыргызстана и Таджикистана.

Фергана.Ру: - В нашем регионе и без того не редки сезонные буйства стихий - разрушительные паводки, оползни, сели, град, воздушные смерчи. Не могут ли искусственные манипуляции с погодой вызвать непредсказуемые, катастрофические последствия?

Бекджан Ташмухаммедов: - При вызывании искусственного дождя в естественные процессы извне не привносится так много энергии, чтобы последствия оказались непредсказуемыми и опасными. Зато положительный результат может быть более чем впечатляющим. При этом экономический эффект зависит от величины полигона. Если, например, охватить воздействием только те горные районы, где обычно выпадает 200-300 миллиметров осадков в год, то удвоенное искусственными дождями количество влаги составит 20-25 кубических километров воды, что сопоставимо с годовым стоком Сырдарьи. Фактически можно получить вторую Сырдарью, полностью формирующуюся на территории Узбекистана, причем в нужном месте и в нужное время.

Фергана.Ру: - Слыша столь оптимистичные прогнозы столь и кардинальные предложения из уст узбекских ученых, у сторонних наблюдателей иногда складывается впечатление, что Узбекистан готов на многое, лишь бы не искать компромиссов с соседними странами, ближайшими партнерами по водопользованию?

Бекджан Ташмухаммедов: - Тому же Кыргызстану, который сегодня подстегивает вопрос о плате за воду, в том числе и потому, что сам уже начал ощущать дефицит водных ресурсов для выработки электроэнергии, могут весьма потребоваться методы регулирования осадков. И Казахстану, с его достаточной финансовой мощью, наверняка могут быть интересны кардинальные высокотехнологичные решения по развитию сельского хозяйства в среднем течении Сырдарьи и дальнейшему восстановлению Малого Арала. Кроме того, перед всеми странами региона в ближайшей перспективе стоят очень серьезные общие вызовы. Можно сколько угодно скептически относиться к проблеме глобального потепления, но в Центральной Азии изменения климата уже вполне очевидны и весьма тревожны. Особенно в Узбекистане, многомиллионное население которого нужно прокормить. Но я гляжу в будущее с оптимизмом, поскольку уверен, что с помощью современных технологий даже глобальное потепление можно обратить на пользу. Я надеюсь, что политики и государственные деятели прислушаются к идеям ученых. В материалах, недавно опубликованных Всемирной гидрометеорологической службой при ООН, говорится, что к 2025 году на двух третях планеты внедрят методы искусственного регулирования осадков. Потепление сделает атмосферу планеты более влажной. Эту влагу нужно заблаговременно научиться извлекать и использовать для своих нужд.